|
слишком
обветшавших, недостигающих цели, — более тонкими, более усовершенствованными средствами. Полицейская религия уже
недостаточна для оглупления масс, давайте нам религию более культурную,
обновленную, более ловкую, способную действовать в самоуправляющемся
приходе, — вот чего требует капитал от самодержавия.
И кадет Караулов целиком стоит на той
же самой точке зрения. Этот "либеральный" ренегат (эволюционировавший от "Народной воли" к правым кадетам)
вопит против "денационализации церкви, понимая под этим изгнание народных масс,
мирян, из церковного строительства". Он находит "ужасным" (буквально
так!), что массы "обезве-риваются". Он
кричит совершенно по-меныпиковски о том, что "огромная самоценность церкви обесценивается... к громадному вреду
не только для дела церковного, но и для
дела государственного". Он называет "золотыми словами" отвратительное лицемерие
изувера Евлогия на тему о том, что "задача церкви вечна, непреложна и, значит, связывать церковь с политикой невозможно". Он
протестует против союза церкви с черной
сотней во имя того, чтобы церковь "в большей силе и славе, чем теперь,
делала свое великое, святое дело в духе христовом — любви и свободы".
Товарищ
Белоусов очень хорошо сделал, что посмеялся с думской трибуны над этими "лирическими словами" Караулова. Но такой
насмешки далеко еще и далеко не достаточно. Надо было выяснить, — и
надо будет при первом удобном случае выяснить с думской трибуны, — что точка
зрения кадетов совершенно тождественна с точкой зрения октябристов и выражает не что иное, как стремление "культурного"
капитала организовать оглупление народа религиозным дурманом посредством более
тонких средств церковного обмана, чем те, которые практиковал живущий в
старине рядовой российский "батюшка".
Чтобы держать народ в духовном рабстве, нужен теснейший
союз церкви с черной сотней,
— говорил устами Пуришкевича дикий помещик и старый держиморда. Ошибаетесь,
гг., возражает им устами Караулова
Предыдущая страница ... 434
Следующая страница ... 436
|