| церковью,
о поведении связанных с старообрядцами и частью зависимых от них даже прямо в
финансовом смысле октябристов ("Голос Москвы" издается, как говорят, на
средства старообрядцев) — заслонял коренной вопрос об интересах и политике буржуазии, как класса.
Взгляните на речь графа Уварова, октябриста по направлению,
вышедшего из фракции октябристов. Говоря
после с.-д. Суркова, он сразу отказывается ставить вопрос на ту
принципиальную почву, на которую его поставил рабочий депутат. Уваров только
нападает на синод и обер-прокурора за нежелание дать Думе сведения о некоторых церковных доходах и о расходовании приходских
сумм. Так же ставит вопрос официальный представитель октябристов
Каменский (16 апреля), требующий восстановления прихода "в интересах укрепления православия". Эту мысль развивает так
называемый "левый октябрист" Капустин: "Если мы обратимся к народной
жизни, — восклицает он, — к жизни сельского населения, то сейчас, теперь, мы
видим печальное явление — колеблется религиозная жизнь, колеблется величайшая
единственная основа нравственного строя
населения... Чем заменить понятие греха, чем заменить указание совести? Ведь не может же быть, чтобы это было заменено
понятием классовой борьбы и прав того или другого класса. Это —
печальное понятие, которое вошло в жизнь нашего обихода. Так вот, с той точки
зрения, чтобы религия, как основа нравственности, продолжала существовать, была
доступна всему населению, нужно, чтобы проводники этой религии пользовались
надлежащим авторитетом..."
Представитель
контрреволюционной буржуазии хочет укрепить религию, хочет укрепить влияние
религии на массы, чувствуя недостаточность, устарелость, даже вред, приносимый правящим классам "чиновниками в
рясах", которые понижают авторитет церкви. Октябрист воюет против
крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии
на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых, слишком устарелых,
Предыдущая страница ... 433
Следующая страница ... 435
|