| Конечно,
говорить о клерикализме русского православного духовенства не приходится —
никогда тенденций подобного рода у нас не было, и мы, желая выделиться в отдельную группу, преследовали чисто моральные,
этические цели, а теперь, господа, когда вследствие такого несогласия,
внесенного левыми депутатами в нашу братскую среду, последовало разделение и раздробление, теперь вы"
(т. е. кадеты) "обвиняете нас в этом".
Епископ
Митрофан в своей неграмотной речи выболтал тайну: левые, видите, виноваты в
том, что отбили часть думских попов от образования особой "моральной" (это слово, конечно, удобнее для надувания народа, чем
"клерикальной") группы!
Почти месяц спустя, 13-го мая, епископ Евлогий прочел в Думе
"постановление думского духовенства": "православное думское духовенство в подавляющем
большинстве находит"... что
во имя "первенствующего и господствующего положения православной церкви"
недопустимы ни свобода проповеди для старообрядцев, ни явочный порядок открытия
старообрядческих общин, пи наименование старообрядческих духовных лиц священнослужителями. "Чисто моральная
точка зрения" русских попов вполне обнаружила себя, как чистейший
клерикализм. "Подавляющее большинство" думского духовенства, от имени которого
говорил епископ Евлогий, составили, вероятно, 29 правых и умеренно правых
священников третьей Думы, а может быть, и 8 священников октябристов. К
оппозиции отошли, должно быть, 4 священника группы прогрессистов и
мирнообновленцев и один из польско-литовской группы.
Какова же
"чисто моральная, этическая точка зрения подавляющего большинства думского
(третьеиюньского, следует добавить) духовенства"? Вот несколько выдержек из речей: "Я только говорю, что инициатива этих
(т. е. церковных) преобразований должна
исходить извнутри церкви, а не извне, не со стороны государства и, конечно, не со
стороны бюджетной комиссии. Ведь церковь есть учреждение божественное и вечное,
ее законы непреложны, а идеалы жизни госу-
Предыдущая страница ... 426
Следующая страница ... 431
|