В.И.Ленин ПСС т.17 ОБ ОТНОТТТЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ОБ ОТНОТТТЕНИИ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ К РЕЛИГИИ стр. 423


 


так сказать, удельный вес могут быть различны в различной обстановке. Одно дело, ес­ли агитатор или человек, выступающий перед рабочей массой, говорит так, чтобы быть понятнее, чтобы начать изложение, чтобы реальнее оттенить свои взгляды в терминах, наиболее обычных для неразвитой массы. Другое дело, если писатель начинает пропо­ведовать "богостроительство" или богостроительский социализм (в духе, например, наших Луначарского и К0). Насколько в первом случае осуждение могло бы быть при­диркой или даже неуместным стеснением свободы агитатора, свободы "педагогическо­го" воздействия, настолько во втором случае партийное осуждение необходимо и обя­зательно. Положение: "социализм есть религия" для одних есть форма перехода от ре­лигии к социализму, для других — от социализма к религии.
Перейдем теперь к тем условиям, которые породили на Западе оппортунистическое толкование тезиса: "объявление религии частным делом". Конечно, есть тут влияние общих причин, порождающих оппортунизм вообще, как принесение в жертву минут­ным выгодам коренных интересов рабочего движения. Партия пролетариата требует от государства объявления религии частным делом, отнюдь не считая "частным делом" вопрос борьбы с опиумом народа, борьбы с религиозными суевериями и т. д. Оппорту­нисты извращают дело таким образом, как будто бы социал-демократическая партия считала религию частным делом!
Но кроме обычного оппортунистического извращения (совершенно не разъясненно­го в прениях, которые вела наша думская фракция при обсуждении выступления о ре­лигии) есть особые исторические условия, вызвавшие современное, если можно так выразиться, чрезмерное равнодушие европейских с.-д. к вопросу о религии. Это — ус­ловия двоякого рода. Во-первых, задача борьбы с религией есть историческая задача революционной буржуазии, и на Западе эту задачу в значительной степени выполнила (или выполняла) буржуазная демократия в эпоху своих революций или своих натисков на феодализм и средневековье. И во Франции




Предыдущая страница ... 422
Следующая страница ... 424
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински