| марксизма к рабочему движению, а и особыми историческими условиями
Запада, отсутствующими в
России (мы скажем ниже об этих условиях), так что безусловный положительный ответ здесь не верен. Нельзя раз
навсегда и для всех условий объявить, что
священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда
выставить обратное правило. Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно
партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его
в ряды с.-д., ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями священника могло бы
остаться при таких условиях только
его касающимся, личным его противоречием, а экзаменовать своих членов
насчет отсутствия противоречия между их взглядами и программой партии
политическая организация не может. Но, разумеется, подобный случай мог бы быть редким исключением даже в Европе, а в России
он и совсем уже мало вероятен. И, если
бы, например, священник вошел в партию с.-д. и стал вести в этой партии, как свою главную и почти единственную работу,
активную проповедь религиозных воззрений, то партия безусловно должна
бы была исключить его из своей среды. Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру
в бога, в с.-д. партию, мы безусловно
против малейшего оскорбления их религиозных убеждений, но мы привлекаем их для воспитания в духе
нашей программы, а не для активной борьбы с ней. Мы допускаем внутри партии
свободу мнений, но в известных границах, определяемых свободой
группировки: мы не обязаны идти рука об руку с активными проповедниками взглядов, отвергаемых большинством
партии.
Другой пример: можно ли при всех условиях одинаково
осуждать членов с.-д. партии
за заявление: "социализм есть моя религия" и за проповедь взглядов, соответствующих
подобному заявлению? Нет. Отступление от марксизма (а следовательно, и от
социализма) здесь несомненно, но значение этого отступления, его,
Предыдущая страница ... 421
Следующая страница ... 423
|