ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
КАК СОЦИАЛИСТЫ стр. 347
| -РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ПОДВОДЯТ ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ 347
отделываются фразами
и только фразами. Слушайте дальше:
"Теперь у нас
нет парламентских путей борьбы — есть только внепарламентские. Это убеждение должно быть укоренено везде, и нужна непримиримая
борьба со всем, что препятствует такому укоренению. Сосредоточимся на
внепарламентских средствах борьбы!"
Рассуждение эсеров построено на знаменитом субъективном методе в
социологии. Укореним же убеждение — и дело в шляпе. О том, что убеждения
относительно того, есть ли в наличности те или другие пути борьбы, следует
проверить объективными данными,
субъективисты не заботятся. Но заглянем в "Извещение" и в резолюции конференции
эсеров, читаем: "... сумрачное затишье переживаемого тяжелого времени или,
вернее, безвременья" (стр. 4)... "сплочение реакционных общественных сил"... "факт скованности массовой народной энергии"...
"в интеллигенции, как наиболее впечатлительной
части населения, заметно переутомление, идейный разброд и отлив сил от
революционной борьбы" (стр. 6) и т. д. и т. п. "Ввиду этого партия с.-р. должна...
б) относиться отрицательно, из тактических
соображений, к проектам частичных массовых выступлений, в которых, по условиям настоящего момента, может
происходить бесплодная растрата народной энергии" (стр. 7).
У
кого же это "у нас" "есть только внепарламентские пути борьбы"? Ясно,
что у группки террористов, ибо массовой борьбы "у нас" все выписанные
тирады не указывают. "Факт скованности массовой народной энергии" и
"сосредоточиться на внепарламентских средствах борьбы", — это простое
сопоставление еще и еще раз показывает нам, сколько исторической правды было в
наименовании эсеров революционными авантюристами! Разве это не авантюризм,
когда для хлесткого словечка говорят о сосредоточении
на таких средствах борьбы, к которым сами же признают сейчас неспособною
массу? Разве это не старая-престарая психология интеллигентского отчаяния?
См. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 377—398. Ред.
Предыдущая страница ... 346
Следующая страница ... 348
|
|