|
пересмотра Маркса, ревизионизма. Даже в России, где немарксистский
социализм естественно, — в
силу экономической отсталости страны и преобладания крестьянского населения,
придавленного остатками крепостничества, — держался всего более долго, даже в
России он явственно перерастает у нас на глазах в ревизионизм. И в аграрном
вопросе (программа муниципализации всей земли), и в общих вопросах программы и
тактики наши социал-народники все больше и больше заменяют "поправками" к Марксу
отмирающие, отпадающие остатки старой, по-своему цельной и враждебной в корне марксизму системы.
Домарксистский
социализм разбит. Он продолжает борьбу уже не на своей самостоятельной почве,
а на общей почве марксизма, как ревизионизм. Посмотрим же, каково идейное содержание ревизионизма.
В области философии ревизионизм шел в хвосте
буржуазной профессорской "науки".
Профессора шли "назад к Канту", — и ревизионизм тащился за неокантианцами20,
профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философского
материализма, — и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали (слово в
слово по последнему хандбуху), что материализм давно "опровергнут"; профессора третировали Гегеля, как "мертвую собаку"21,
и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый,
чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, — и
ревизионисты лезли за ними в болото философского опошления науки, заменяя
"хитрую" (и революционную) диалектику "простой" (и спокойной) "эволюцией";
профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и
"критические" свои системы к господствовавшей средневековой "философии" (т. е.
к теологии), — и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сделать религию "частным делом" не по отношению к
современному государству, а по отношению к партии передового класса.
Какое действительное классовое значение
имели подобные "поправки" к Марксу, об этом не приходится
Предыдущая страница ... 18
Следующая страница ... 20
|