|
одного класса", —
писал Зюдекум. И он указывал, что это дело "городского населения против
аграриев, демократии против бюрократии, крестьянства против помещиков, западной
Пруссии против восточной" (т. е. промышленно и капиталистически вообще передовой
части страны против экономически отсталой). "Дело теперь в том, чтобы соединить на этом пункте всех друзей реформы,
каковы бы ни были прочие разделяющие
их вопросы".
Читатель видит, что это все — самые знакомые доводы, что костюм
тут тоже строго, ортодоксально
"марксистский", вплоть до указания на экономическое положение и интересы
определенных элементов буржуазной демократии ("городская демократия",
крестьянство и т. д.). И едва ли есть надобность прибавлять, что немецкая
либерально-буржуазная пресса
систематически, в течение уже десятилетий, тянет эту ноту, обвиняя социал-демократию в сектантстве, в поддержке
черносотенцев, в неумении изолировать
реакцию.
Какими же доводами опровергали немецкие революционные
социал-демократы эти рассуждения? Мы перечислим их основные доводы, чтобы
читатели — судя о немецких делах "со стороны", "без гнева и пристрастия" —
могли видеть, преобладают ли здесь указания
на особые условия места и времени, или на общие принципы марксизма.
Да,
наши свободомыслящие "требуют" в своих программах всеобщего избирательного
права, — говорил "Vorwarts".
Да, они особенно усердно
стали говорить об этом пышные речи теперь. Но борются ли они за реформу?
Не видим ли мы, наоборот, что действительно
народное движение, уличные демонстрации, широкая агитация в массах, возбуждение
масс вызывает в них худо скрытый страх, отвращение, в лучших и редких случаях
равнодушие?
Надо отличать программы буржуазных партий, банкетные и
парламентские речи либеральных карьеристов от их действительного участия в
действительной народной борьбе. На словах все и всякие буржуазные политиканы, во
всех парламентских странах, всегда
Предыдущая страница ... 462
Следующая страница ... 464
|