|
как я узнал о
событии, я вывесил траурный флаг. Очень скоро, однако, ко мне стали приходить покупатели и знакомые, спрашивая, не
сошел ли я с ума, не задался ли я целью испортить свои дружеские связи. Я
спросил их, неужели никто не испытывает чувства сострадания. Вы не
поверите, м. г., какие ответы получил я на это! И вот я убрал прочь траурный флаг".
Приводя этот рассказ,
либеральный корреспондент рассуждает:
"Народ, по природе своей столь добродушный и любезный, как португальский,
прошел, видимо, дурную школу, прежде чем он
научился ненавидеть так безжалостно даже в могиле. И если это правда, — а это,
несомненно, правда и, умолчав о ней, я бы извратил историческую истину, — если
не только подобные немые демонстрации
изрекают свой суд над коронованной жертвой, если на каждом шагу вы можете слышать,
и притом от "людей порядка", бранные слова по адресу убитого, то естественным
является стремление изучить то редкое сцепление обстоятельств, которое до такой
степени делает ненормальной психологию
народа. Ибо народ, который не признает за смертью даже старого священного права
искупать все земные прегрешения, такой народ либо должен быть уже
морально выродившимся, — либо должны быть условия, порождающие необъятное
чувство ненависти, которое затемняет ясный взгляд справедливой оценки".
О, гг. либеральные лицемеры! Отчего это не
провозглашаете вы моральными выродками тех французских ученых и писателей,
которые до сих пор ненавидят и бешено бранят не только деятелей Коммуны 1871 года, но даже деятелей 1793
года? не только борцов пролетарской революции, но даже борцов буржуазной
революции? Оттого, что "нормальным" и "моральным" для "демократических" лакеев современной
буржуазии является "добродушное" перенесение народом каких угодно бесчинств,
гнусностей и зверств со стороны коронованных авантюристов.
Иначе — продолжает корреспондент (т. е. иначе как посредством
исключительных условий) — "нельзя было бы понять такого явления, что уже
сегодня одна монархическая газета говорит
чуть не с большим чувством печали о невинных жертвах из народа, чем о короле, и
мы видим уже теперь с полной ясностью, как начинают образовываться легенды,
которые окружат
Предыдущая страница ... 437
Следующая страница ... 440
|