В.И.Ленин ПСС т.16 АГРАРНАЯ ПРОГРАММА С.

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


АГРАРНАЯ ПРОГРАММА С. стр. 213


 

-Д. В ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ____________ 213
шим соответствием нового распределения земли "трудовому началу". И это не случай­но. Это не может быть иначе в крестьянской стране, буржуазное развитие которой вы­свобождает ее из крепостничества. Уничтожение крепостнических латифундий безус­ловно является в такой стране требованием капиталистического развития. А это унич­тожение, при господстве мелкой культуры, неминуемо означает большую "уравнитель­ность" землевладения. Разбивая средневековые латифундии, капитализм начинает с более "уравнительного" землевладения, создавая уже из него новое крупное земледе­лие, — создавая его на базисе наемного труда, машин и высокой агрикультурной тех­ники, а не на базисе отработков и кабалы.
Ошибка всех народников состоит в том, что, ограничиваясь узким кругозором мел­кого хозяина, они не видят буржуазности тех общественных отношений, в которые вступает крестьянин из оков крепостничества. Они превращают "трудовое начало" мелкобуржуазного земледелия и "уравнительность", как лозунг разгрома крепостниче­ских латифундий, в нечто абсолютное, самодовлеющее, означающее особый, не буржу­азный, строй.
Ошибка некоторых марксистов состоит в том, что, критикуя теорию народников, просматривают ее исторически-реальное и исторически-правомерное содержание в борьбе с крепостничеством. Критикуют и справедливо критикуют "трудовое начало" и "уравнительность", как отсталый, реакционный, мелкобуржуазный социализм, и забы­вают, что эти теории выражают передовой, революционный мелкобуржуазный демо­кратизм, что эти теории служат знаменем самой решительной борьбы против старой, крепостнической России. Идея равенства — самая революционная идея в борьбе с ста­рым порядком абсолютизма вообще — и с старым крепостническим, крупнопоместным землевладением в особенности. Идея равенства законна и прогрессивна у мелкого буржуа-крестьянина, поскольку она выражает борьбу с неравенством феодальным, крепостническим. Идея "уравнительности" землевладения законна и прогрессивна, по­скольку она выражает стремление 10-ти




Предыдущая страница ... 212
Следующая страница ... 214

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински