|
примеряли,
пробовали в этот период российскую конституцию, стараясь подладить и приспособить ее к старому самодержавию. Они были,
казалось, самыми могущественными людьми этой эпохи, гг. Дубасов и
Столыпин, они всемерно трудились над превращением
"иллюзии" в действительность. Иллюзия оказалась иллюзией. Правильность
лозунга революционной социал-демократии всецело подтверждена историей. Но не
только Дубасовы и Столыпины пробовали осуществить "конституцию", не только
кадетские холопы восхваляли ее и лакейски распинались (а 1а г. Родичев в первой
Думе), доказывая, что монарх безответственен и что дерзостью было бы считать
его ответственным за погромы. Нет. И широкие народные массы, несомненно,
верили еще в большей или меньшей степени в
"конституцию" в течение этого периода, верили в Думу, вопреки предупреждениям
социал-демократии.
Можно сказать, что период конституционных
иллюзий в русской революции был таким же периодом общенационального увлечения буржуазным фетишем,
как увлекаются иногда целые нации Западной
Европы фетишем буржуазного национализма, антисемитизма, шовинизма и т. п. И
заслугой социал-демократии является то, что она одна не поддалась
буржуазному обморочению, она одна в эпоху конституционных иллюзий держала все
время развернутым знамя борьбы с конституционными иллюзиями.
Почему же, спрашивается теперь, бойкот явился специфическим
средством борьбы против конституционных
иллюзий?
В бойкоте есть одна черта, которая сразу и на первый взгляд невольно
отталкивает от него всякого
марксиста. Бойкот выборов есть отстранение от парламентаризма, есть нечто
такое, что не может не казаться пассивным отказом, воздержанием, уклонением.
Так смотрел учившийся по немецким только образцам Парвус, когда он столь же сердито,
сколько неудачно бушевал осенью 1905 года, пытаясь доказать, что активный бойкот все
Предыдущая страница ... 16
Следующая страница ... 18
|