| Так вот оно что! Вы говорили одно, а думали другое. И
говорили пред лицом пролетариата и всего революционного народа... Вы "каетесь"
в этом! А знаете вы изречение: "Раз
солгавши, кто тебе поверит?". А что, если ваше "раскаяние" тоже вызвано "приспособлением" к чьим-нибудь "отсталым" или
"близоруким" взглядам? Где предел такому "оппортунизму", таким "компромиссам"?
Как относиться к любому вашему лозунгу, раз вы сами заявляете, что ваш
лозунг в одном из важнейших тактических вопросов
был дан не искренне? Да ведь иной теперь подумает, пожалуй, что и социал-демократами вы себя называете только ради
"приспособления к отсталым и близоруким
взглядам" революционного пролетариата.
Нет, я должен вступиться за вас. В пылу полемики вы жестоко
оклеветали себя. Вы были искренними бойкотистами на третьей стадии выборов, как
мы были искренними бойкотистами на всех стадиях. Но бойкотистами-то мы
были вместе. Nebst
gefangen, nebst gehangen. Вместе
пойман, вместе повешен. Вам теперь хочется "повесить" нас за то, что мы были
бойкотистами. Но тогда, дорогие товарищи, вам придется повесить и себя: и вы
пойманы на том же самом. "Но мы раскаялись!" — заявляете вы. Что ж, это, действительно, смягчает вашу вину. Но это не
оправдывает вас и не освобождает от наказания. Ну, не повесят вас, а,
например, высекут, что ли. Этого добиваетесь?
А
вот мы — так и не раскаялись. Мы говорили и говорим: бойкот, не-бойкот — вопрос не принципа, а целесообразности. Бойкот
первой Думы был целесообразен. Он дал
народным массам в живой, конкретной форме пролетарскую оценку Думы, как учреждения бессильного разрешить коренные вопросы
революции. Теперь разгон Думы и все,
что за ним последовало, подтверждает эту оценку; народные массы ясно видят, что
пролетариат и здесь оказался их естественным вождем в революции, заранее
предупредив их о бесплодности конституционных иллюзий. Бойкот отвлек на
себя внимание и силы правительства — и помог тем победе буржуазной оппозиции на
выборах. Бойкот
Предыдущая страница ... 67
Следующая страница ... 69
|