|
а в применении ко
всей общественной жизни нравственное уродство мещанина есть качество, повторяем, совсем не личное, а
социальное, обусловленное, может быть, крепко засевшими в голову
предрассудками буржуазно-филистерской науки права.
Почему г. Бланк считает даже не требующим доказательства, что в
период "вихря" были забыты все марксистские
принципы? Потому, что он извращает марксизм в брен-танизм, считая не
марксистскими такие "принципы", как захват свободы, как создание революционной власти, как применение насилия
народом. Такой взгляд сквозит во всей статье
г. Бланка, да и не одного Бланка, а всех кадетов, всех расхваливающих ныне за любовь
к кадетам Плеханова писателей либерального и радикального лагеря вплоть до
бернштейнианцев из "Без Заглавия"138, гг. Прокоповича, Кусковой и tutti quanti*.
Рассмотрим, как возник этот
взгляд и почему он должен был возникнуть.
Возник он непосредственно из бернштейнианского или, шире,
оппортунистического понимания
западноевропейской социал-демократии. Те ошибки этого понимания, которые систематически и по всей линии разоблачили
"ортодоксы" на Западе, переносятся теперь "под шумок", под другим соусом и по другому
поводу, в Россию. Бернштейнианцы принимали и принимают марксизм за
исключением его непосредственно-революционной стороны. Парламентскую борьбу
они рассматривают не как одно из средств
борьбы, пригодное особенно в определенные исторические периоды, а как главную и почти исключительную форму борьбы,
делающую ненужным "насилие", "захваты", "диктатуру". Вот это пошлое мещанское
извращение марксизма и переносят теперь в Россию гг. Бланки и прочие
либеральные хвалители Плеханова. Они так сжились
с этим извращением, что не считают даже нужным доказывать забвение марксистских
принципов и идей в период революционного вихря.
- им подобных. Ред.
Предыдущая страница ... 322
Следующая страница ... 324
|