|
основных особенностей положения буржуазии) имеет тенденцию к сделкам
вместо борьбы,
к оппортунизму вместо радикализма, к скромному учету наиболее вероятных и возможных ближайших приобретений вместо
"нетактичной", смелой и решительной претензии
на полную победу. Кто борется настоящим образом, тот естественно борется за все;
кто предпочитает сделки борьбе, тот, естественно, наперед указывает те
"кусочки", которыми он склонен в
самом лучшем случае удовлетвориться (в худшем случае он удовлетворяется
даже отсутствием борьбы, т. е. мирится надолго с владыками старого мира).
Вот почему вполне естественно, что социал-демократия, как партия
революционного пролетариата,
так заботливо относится к своей программе, так тщательно определяет
задолго вперед свою конечную цель, — цель полного освобождения трудящихся, —
так ревниво относится ко всяким поползновениям урезать эту конечную цель ; по
тем же причинам социал-демократия так догматически строго и доктринерски
непреклонно отделяет мелкие, ближайшие
экономические и политические цели от конечной цели. Кто борется за все, за полную победу, тому
нельзя не остерегаться, как бы мелкие приобретения не связали рук, не
сбили с пути, не заставили забыть о том, что еще сравнительно далеко и без
чего все мелкие завоевания — одна суета сует. Наоборот, для партии буржуазии,
хотя бы самой свободолюбивой и самой народолюбивой, непонятна и чужда эта
заботливость о программах, вечно критическое отношение к небольшим постепенным
улучшениям .
В
рукописи: "... цель полного освобождения всего трудящегося человечества от
всякого гнета, — так ревниво относится ко
всяким поползновениям урезать, принизить или опошлить эту конечную цель". Здесь и ниже, в подстрочных примечаниях,
восстанавливаются по рукописи наиболее важные места, правленные для газеты М. С. Ольминским. Ред.
В рукописи: "...
для партии буржуазии, хотя бы самой либеральной, самой просвещенной, самой свободолюбивой и самой народолюбивой, непонятен и
чужд этот ригоризм конечных целей, эта заботливость о программах, это
вечно критическое, вечно неудовлетворенное отношение к небольшим постепенным улучшениям". Ред.
Предыдущая страница ... 196
Следующая страница ... 198
|