| Этим
положено было начало тому, что народничество, прежде безусловно отрицавшее
буржуазный либерализм, стало постепенно сливаться с этим последним в одно либерально-народническое
направление. Буржуазно-демократическая сущность русского интеллигентского
движения, начиная от самого умеренного, культурнического, и кончая самым крайним, революционно-террористическим,
стала выясняться все более и более, одновременно с появлением и
развитием пролетарской идеологии (социал-демократии)
и массового рабочего движения. Но рост этого последнего сопровождался расколом
среди социал-демократов. Ясно обнаружилось революционное и оппортунистическое
крыло социал-демократии, выражавшие первое — пролетарские, второе —
о ι
интеллигентские тенденции нашего движения. Легальный марксизм скоро на
деле оказался
"отражением марксизма в буржуазной литературе"82 и через
бернштейнианский оппортунизм дошел прямиком до либерализма. "Экономисты" в социал-демократии, с одной
стороны, увлекались полуанархической концепцией чисто рабочего движения,
считали поддержку буржуазной оппозиции социалистами изменой классовой точке зрения, заявляли, что
буржуазная демократия в России есть фантом . С другой стороны, "экономисты"
другого оттенка, увлекаясь тем же чисто рабочим движением, упрекали
революционных социал-демократов в игнорировании той общественной борьбы с
самодержавием, которую ведут наши либералы, земцы, культурники . Старая "Искра"
показывала элементы буржуазной демократии в России еще тогда, когда многие не видели их. Она требовала
поддержки этой демократии пролетариатом (см. № 2 "Искры" о поддержке
студенческого движения , № 8 о нелегальном земском съезде, № 16 о либеральных
предводителях дворянства ,
См. рабочедельскую
брошюру "Два съезда" (стр. 32), направленную против "Искры".
См. "Отдельное приложение к
"Рабочей Мысли"", сентябрь 1899 г. *** См. Сочинения, 5 изд., том 4, стр.
301—396. Ред. *"* См. Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 264—270. Ред.
Предыдущая страница ... 177
Следующая страница ... 181
|