| будет идти, главным
образом, не об этого типа интеллигентах, которые и поныне являются еще
исключением среди своего класса. В
дальнейшем изложении, если нет особых оговорок, под интеллигентом разумею
я лишь обыкновенного интеллигента, стоящего на почве буржуазного общества и
являющегося характерным представителем класса
интеллигенции. Этот класс находится в известном антагонизме к
пролетариату.
Антагонизм этот
— иного рода, чем антагонизм между трудом и капиталом. Интеллигент — не капиталист. Правда, его уровень жизни буржуазный, и
он вынужден поддерживать этот уровень, пока не превращается в босяка, но в то
же время он вынужден продавать продукт своего труда, а часто и свою рабочую
силу, он терпит нередко эксплуатацию со стороны капиталиста и известное
социальное принижение. Таким образом,
интеллигент не находится ни в каком экономическом антагонизме к пролетариату.
Но его жизненное положение, его условия труда — не пролетарские, и
отсюда вытекает известный антагонизм в
настроении и в мышлении.
Пролетарий —
ничто, пока он остается изолированным индивидуумом. Всю свою силу, всю свою
способность к прогрессу, все свои надежды и чаяния черпает он из организации,
из планомерной совместной деятельности с товарищами. Он чувствует себя
великим и сильным, когда он составляет часть великого и сильного организма.
Этот организм для него — все, отдельный же индивидуум значит, по сравнению с
ним, очень мало. Пролетарий ведет свою борьбу с величайшим самопожертвованием,
как частичка анонимной массы, без видов на личную выгоду, на личную славу,
исполняя свой долг на всяком посту, куда его поставят, добровольно подчиняясь
дисциплине, проникающей все его чувство, все его мышление.
Совсем
иначе обстоит дело с интеллигентом. Он борется не тем или иным применением
силы, а при помощи аргументов. Его оружие — это его личное знание, его личные
способности, его личное убеждение. Он
может получить известное значение только благодаря своим личным качествам.
Полная свобода проявления своей
личности представляется ему поэтому первым условием успешной работы. Лишь с трудом
подчиняется он известному целому в качестве служебной части этого целого,
подчиняется по необходимости, а не по собственному побуждению. Необходимость
дисциплины признает он лишь для массы, а не для избранных душ. Себя же самого
он, разумеется, причисляет к избранным душам...
...
Философия Ницше, с ее культом сверхчеловека, для которого все дело в том, чтобы
обеспечить полное развитие своей собственной личности, которому всякое
подчинение его персоны какой-либо великой общественной цели кажется пошлым и
презренным, эта философия есть настоящее миросозерцание интеллигента, она
делает его совершенно негодным к участию в классовой борьбе пролетариата.
Наряду с Ницше, выдающимся представителем миросозерцания
интеллигенции, соответствующего ее настроению,
является
Предыдущая страница ... 309
Следующая страница ... 311
|