| к земле, снимаемой теперь сплошь да рядом на кабальных и на
крепостнически-кабальных
условиях. Это сравнение свидетельствует весьма внушительно о том, какой чувствительный удар нанесло бы возвращение
отрезков крепостнически-кабальным отношениям, какой толчок дало бы оно
революционной энергии "крестьянства" и, — что всего важнее с точки зрения
социал-демократа, — в каких громадных размерах ускорило бы оно идейный и политический разрыв между сельским пролетариатом и
крестьянской буржуазией. Ибо ближайшим и неизбежным результатом
экспроприационной работы крестьянских комитетов был бы именно этот решительный
и бесповоротный разрыв, а отнюдь не объединение всего "крестьянства" на
"полусоциалистических", "уравнительных" требованиях всей земли, как мерещится
современным эпигонам народничества. Чем
революционнее выступит "крестьянство" против помещиков, тем скорее и
глубже будет этот разрыв, который выступит тогда не из статистических выкладок марксистского исследования, а из
политических действий крестьянской буржуазии, из борьбы партий и
классов внутри крестьянских комитетов.
И заметьте: выставляя требование вернуть отрезки, мы
намеренно ограничиваем свою задачу рамками существующего строя: мы обязаны это
делать, если мы говорим о программе-minimum и если мы не хотим впасть в то беспардонное
прожектерство, стоящее на границе шарлатанства, когда "на первый план" выдвигаются, с
одной стороны, кооперации, с другой стороны, социализация. Мы даем ответ на
вопрос, который поставлен не
нами , на вопрос о реформах завтрашнего
До какой степени "не нами" поставлен вопрос об
аграрной реформе на почве существующего строя, это
видно, например, из следующей цитаты, которую мы заимствуем у одного из самых
выдающихся теоретиков народничества, г. В. В., и притом из статьи,
относящейся к лучшей эпохе его деятельности ("Отечественные Записки"74,
1882, № 8 и 9). "Рассматриваемые порядки, — писал тогда г. В. В. о строе нашего
земледелия, — унаследованы нами от крепостного права... Крепостное право
рухнуло, но пока лишь с юридической и некоторых других сторон,
сельскохозяйственные же порядки остались прежние, дореформенные... Крестьяне не
могли продолжать вести промысел исключительно на своем обрезанном наделе; им нужно было непременно пользоваться
отошедшими угодьями... Дабы обеспечить правильный
Предыдущая страница ... 229
Следующая страница ... 231
|