| пробормотать: "при такой постановке вопроса значительно стушевывается
еще одно из наших
разногласий" , причем с редакцией "Вестн. Русск. Рев." случилось то маленькое несчастье, что именно постановки вопроса
"Искрой" ("внесение классовой борьбы в деревню") она абсолютно не поняла.
Теперь "Рев. Россия" ссылается задним числом на брошюру "Очередной вопрос", хотя программы и там никакой нет, а есть
лишь превознесение таких "знаменитых" оппортунистов, как Герц.
И вот эти-то люди, которые до начала движения были согласны и с "Искрой"
и с Герцем, — на другой день
после крестьянского восстания выступают с манифестом "от крестьянского союза
(!) партии соц.-рев.", причем в этом манифесте вы не найдете ни одного звука,
исходящего действительно от крестьянина, вы встретите только дословное
повторение того, что вы сотни раз читали у народников, либералов и
"критиков"... Говорят, что смелость города берет. Это так, господа с.-р., но не
о такой смелости свидетельствует грубо
размалеванная реклама.
Мы
видели, что главное "преимущество" с.-р. состоит в свободе от теории, главное
искусство их — уменье говорить, чтобы ничего не сказать. Но чтобы дать
программу, надо как-никак высказаться.
Надо, напр., выкинуть за борт "догмат русских с.-д. конца 80-х и начала
90-х годов о том, что нет революционной силы, кроме городского пролетариата".
Какое это удобное словечко: "догмат"! Достаточно извратить слегка враждебную
теорию, прикрыть это извращение жупелом "догмата", — и готово дело!
Весь современный социализм, начиная с
"Коммунистического манифеста", покоится на той несомненной истине, что единственным действительно революционным
классом капиталистического общества является пролетариат. Остальные классы
могут быть и бывают революционны лишь
отчасти и лишь при известных условиях. Спрашивается, что же надо думать о
людях, которые "превратили" эту истину в догмат русских с.-д. определенной
эпохи и пытаются уверить наивного
Предыдущая страница ... 387
Следующая страница ... 389
|