| еще в нашей деревне этот, свойственный крепостному обществу, классовый
антагонизм "крестьянства" и
привилегированных землевладельцев, постольку рабочая партия, несомненно, должна быть на стороне "крестьянства",
должна поддерживать его борьбу и подталкивать его на борьбу против
всех остатков крепостничества.
Мы ставим в кавычки слово крестьянство, чтобы отметить наличность в
этом случае не подлежащего никакому сомнению противоречия: в современном
обществе крестьянство,
конечно, не является уже единым классом. Но кто смущается этим противоречием,
тот забывает, что это — противоречие не изложения, не доктрины, а противоречие
самой жизни. Это — не сочиненное, а живое диалектическое противоречие. Поскольку
в нашей деревне крепостное общество вытесняется "современным" (буржуазным)
обществом, постольку крестьянство
перестает быть классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию (крупную, среднюю,
мелкую и мельчайшую). Поскольку сохраняются еще
крепостные отношения, — постольку "крестьянство" продолжает еще быть
классом, т. е., повторяем, классом не буржуазного, а крепостного общества. Это
"поскольку — постольку" существует в действительности в виде крайне сложного сплетения крепостнических и буржуазных отношений в современной русской деревне. Говоря терминами Маркса,
отработочная, натуральная, денежная и капиталистическая ренты переплетаются у
нас самым причудливым образом. Мы подчеркиваем это, всеми экономическими
исследованиями России установленное, обстоятельство в особенности
потому, что оно по необходимости, неизбежно является источником той сложности,
запутанности, если хотите искусственности, некоторых наших "аграрных" требований, которая сильно поражает многих с
первого взгляда. Кто ограничивается
в своих возражениях общим недовольством по поводу этой сложности и
"хитрости" предлагаемых решений,
тот забывает, что простого решения столь запутанных вопросов и быть
не может. Мы обязаны
Предыдущая страница ... 311
Следующая страница ... 313
|