| -ДЕМОКРАТИИ_____________ ЗЦ
вать общественное
развитие, обманывать крестьянина иллюзией возможного и при капитализме
благосостояния, разъединять трудящиеся классы, создавая меньшинству
привилегированное положение на счет большинства" ("Искра" № 3) . Вот почему выставление
"крестьянских" требований в нашем проекте программы обставлено двумя, весьма узкими, условиями. Мы подчиняем законность "крестьянских требований"
в социал-демократической программе, во-первых, тому условию, чтобы они вели к
устранению остатков крепостного порядка и, во-вторых, чтобы они
содействовали свободному развитию
классовой борьбы в деревне.
Остановимся
подробнее на разборе каждого из этих условий, которые были вкратце очерчены уже
в № 3 "Искры".
"Остатки старого крепостного порядка" страшно еще велики в нашей
деревне. Это факт общеизвестный. Отработки и кабала, сословная и гражданская
неполноправность крестьянина, его подчинение
вооруженному розгой привилегированному землевладельцу, бытовая
приниженность, делающая крестьянина настоящим варваром, — все это не исключение, а правило в русской деревне, и
все это является, в последнем счете, прямым переживанием крепостного
порядка. В тех случаях и отношениях, где еще царит этот порядок, и поскольку
он еще царит, — врагом его является все крестьянство как целое. Против
крепостничества, против крепостников-помещиков и служащего им государства крестьянство продолжает еще
оставаться классом, именно классом не капиталистического, а
крепостного общества, т. е. классом-сословием . И поскольку сохраняется
См. Сочинения, 5
изд., том 4, стр. 432. Ред.
Известно, что в рабском и
феодальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном делении
населения, сопровождалось установлением особого юридического места в
государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также
и крепостного) общества были также и особыми сословиями. Напротив, в
капиталистическом, буржуазном обществе юридически все граждане равноправны, сословные деления уничтожены (по
крайней мере в принципе), и потому классы перестали быть сословиями.
Деление общества на классы обще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам,
но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы
бессословные.
Предыдущая страница ... 310
Следующая страница ... 312
|