| "Если бы "Искра", — пишет Надеждин, — вышла из своей сферы
литературщины, она увидела бы, что это (такие явления, как письмо рабочего в
"Искре" № 7, и т. п.) симптомы того, что очень-очень скоро начнется "штурм", и
говорить теперь (sic!)
об организации, тянущейся
нитками от общерусской газеты, это — плодить кабинетные мысли и кабинетную работу". Посмотрите же, какая это невообразимая
путаница: с одной стороны, эксцитативный террор и "организация середняков"
наряду с мнением, что "гораздо ближе" собраться вокруг "более
конкретного", вроде местных газет, — ас другой стороны, "теперь" говорить об
общерусской организации значит плодить кабинетные
мысли, т. е., говоря прямее и проще, "теперь" уже поздно! А "широкая постановка
местных газет", — это не поздно, почтеннейший Л. Надеждин? И сравните с этим
точку зрения и тактику "Искры": эксцитативный террор — пустяки, говорить об
организации именно середняков и о широкой постановке местных газет
значит открывать настежь дверь "экономизму". Надо говорить о единой
общерусской организации революционеров, и
говорить о ней не поздно до тех самых пор, когда начнется настоящий, а не
бумажный штурм.
"Да, насчет
организации у нас обстоят дела крайне не блестяще, — продолжает Надеждин, — да,
"Искра" совершенно права, говоря, что главная масса наших военных сил —
добровольцы и повстанцы... Это хорошо, что
вы трезво представляете себе положение наших сил, но зачем же при этом
забывать, что толпа вовсе не наша и что поэтому она у нас не
спросит, когда открывать военные действия, и пойдет "бунтоваться"... Когда выступит сама толпа с ее стихийной разрушительной
силой, ведь она может смять, оттереть "постоянное войско", в
которое всё собирались, да не поспели вносить чрезвычайно систематическую
организацию". (Курсив наш.)
Удивительная логика! Именно потому, что
"толпа не наша", неразумно и неприлично кричать о "штурме" сию минуту, ибо
штурм есть атака постоянного войска, а не стихийный взрыв толпы. Именно потому, что толпа может смять
и оттереть постоянное войско, нам
обязательно необходимо "поспевать" за стихийным подъемом со своей работой
"внесения чрезвычайно систематической
ЧТО ДЕЛАТЬ?_________________________________ 175
организации"
в постоянное войско, ибо, чем больше "поспеем" мы внести такой организованности, тем более вероятно, что постоянное
войско не будет смято толпой, а встанет впереди и во главе толпы. Надеждин
путается потому, что воображает, будто это систематически организуемое
войско занято чем-либо отрывающим его от толпы, тогда как на самом деле оно занято исключительно всесторонней и
всеобъемлющей политической агитацией, т. е. именно работой, сближающей
и сливающей воедино стихийно-разрушительную силу толпы и сознательно-разрушительную
силу организации революционеров. Ведь вы, господа, валите с больной головы на
здоровую, ибо именно группа "Свобода", внося в программу террор, тем
самым зовет к организации террористов, а такая организация действительно
отвлекла бы наше войско от сближения его с толпой,
которая еще, к сожалению, не наша, которая еще, к сожалению, не спрашивает или
мало спрашивает нас о том, когда и как открывать военные действия.
"Мы
проглядим самое революцию, — продолжает Надеждин пугать "Искру", — как проглядели нынешние события, свалившиеся нам
словно снег на голову". Эта фраза, в связи с приведенными выше, наглядно
показывает нам нелепость сочиненной "Свободою" особой "точки зрения кануна
революции" . Особая "точка зрения" сводится, если прямо говорить, к тому, что
"теперь" поздно уже рассуждать и готовиться. Если так, о почтеннейший враг
"литературщины", — то к чему же было писать на 132 печатных страницах "о вопросах теории
Стр. 62. "Канун
революции".
Впрочем,
по вопросам теории в своем "обозрении вопросов теории" Л. Надеждин почти что
ничего не дал, если не считать следующего,
весьма любопытного с "точки зрения кануна революции" пассажа: "Бернштейниада в
ее целом теряет для нашего момента свой острый характер точно так же, как
докажет ли г. Адамович, что г. Струве уже
заслужил пряжку, или, наоборот, г. Струве опровергнет г. Адамовича и не
согласится на выход в отставку, — это решительно все равно, ибо настает
"слушный час" революции" (стр. ПО). Трудно было бы рельефнее изобразить
бесконечную беззаботность Л. Надеждина насчет теории. Мы провозгласили "канун
революции" — поэтому "решительно все равно", удастся ли ортодоксам
окончательно сбить с позиции критиков!! И не замечает наш мудрец, что именно во
время революции понадобятся нам результаты
теоретической борьбы с критиками для решительной борьбы с их практическими позициями!
Предыдущая страница ... 172
Следующая страница ... 176
|