ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 166
| большей
конкретности! Как придавлено все наше движение нашей узостью, безынициативностью
и робостью, оправдываемой традиционными доводами "гораздо ближе вокруг более
конкретного"! И Надеждин, — считающий себя особенно чутким к "жизни", осуждающий особенно строго "кабинетных"
людей, обвиняющий (с претензией на остроумие) "Искру" в слабости везде
видеть "экономизм", воображающий, что он стоит гораздо выше этого деления на
ортодоксов и критиков, — не замечает того, что он играет своими доводами на руку возмущающей его узости, что он пьет из
самого что ни на есть проплеванного колодца! Да, самого искреннего
возмущения узостью, самого горячего желанья поднять преклоняющихся перед ней
людей еще недостаточно, если возмущающийся
носится без руля и без ветрил и так же "стихийно", как и революционеры 70-х годов, хватается за "эксцитативный
террор", за "аграрный террор", за "набат" и т. п. Посмотрите на это "более
конкретное", вокруг чего — он думает — "гораздо ближе" будет собраться и
сорганизоваться: 1. местные газеты; 2. приготовление к демонстрациям; 3. работа
среди безработных. С первого же взгляда видно, что все эти дела выхвачены совершенно случайно, наудачу,
чтобы сказать что-нибудь, ибо, как бы мы ни смотрели на них, видеть в них
что-либо специально пригодное "собрать и сорганизовать" совсем уже несуразно.
Ведь тот же самый Надеждин парой страниц ниже говорит: "пора бы нам
просто констатировать факт: на местах ведется крайне жалкая работа, комитеты не делают и десятой части того, что
могли бы делать... те объединяющие центры, какие у нас есть теперь, это
— фикция, это — революционная канцелярщина,
взаимное пожалование друг друга в генералы, и так будет до тех пор, пока не
вырастут местные сильные организации". В этих словах, несомненно, наряду с
преувеличениями, заключается много горькой истины, и неужели Надеждин
не видит связи между жалкой работой на местах
и той узостью кругозора деятелей, узостью размаха их деятельности,
которые неизбежны при неподготовленности замыкающихся
ЧТО ДЕЛАТЬ?_________________________________ 167
в рамки местных организаций деятелей? Неужели он, подобно автору статьи
об организации в "Свободе",
забыл о том, как переход к широкой местной прессе (с 1898 года) сопровождался
особенным усилением "экономизма" и "кустарничества"? Да если бы даже и возможна
была сколько-нибудь удовлетворительная постановка "широкой местной прессы" (а мы показали выше, что она
невозможна, за исключением совершенно особенных случаев), то и тогда местные
органы не могли бы "собрать и сорганизовать" все силы революционеров
для общего натиска на самодержавие, для руководства единой
борьбой. Не забудьте, что речь идет здесь только о "собирающем", об
организаторском значении газеты, и мы могли бы предложить защищающему
раздробленность Надеждину им же поставленный
иронический вопрос: "не получили ли мы откуда-нибудь в наследство 200
000 революционных организаторских сил?". Далее, "приготовление к демонстрациям" нельзя противопоставлять плану "Искры"
уже потому, что этот план как раз самые широкие демонстрации и
предусматривает как одну из целей; речь же идет о выборе практического средства.
Надеждин опять запутался здесь, упустив
из виду, что "приготовлять" демонстрации (до сих пор происходившие в громадном
большинстве случаев совершенно стихийно) может только уже "собранное и
сорганизованное" войско, а мы именно не умеем собрать и сорганизовать.
"Работа среди безработных". Опять та же путаница, ибо это тоже представляет из
себя одно из военных действий
мобилизованного войска, а не план мобилизовать войско. До какой степени и тут недооценивает Надеждин вреда нашей
раздробленности, отсутствия у нас "200 000 сил", видно из следующего.
"Искру" упрекали многие (в том числе и Надеждин) за бедность сведений о
безработице, за случайность корреспонденций о самых обыденных явлениях деревенской жизни. Упрек справедлив, но "Искра" тут
"без вины виновата". Мы стараемся
"провести ниточку" и через деревню, но каменщиков там почти нигде нет, и приходится поощрять всякого,
сообщающего даже обыденный факт, — в надежде, что это умножит число
Предыдущая страница ... 164
Следующая страница ... 168
|
|