ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 138
| Насколько
предыдущее обвинение специфически русского происхождения, настолько это — специфически
заграничного характера. И только заграничная организация ("Союз русских с.-д.") могла дать своей редакции, в
число прочих инструкций, следующую:
"Организационный принцип. В интересах успешного развития и объединения
социал-демократии следует
подчеркивать, развивать, бороться за широкий демократический принцип ее
партийной организации, что особенно
необходимо ввиду обнаруживавшихся в рядах нашей партии антидемократических
тенденций" ("Два съезда", стр. 18).
Как
именно борется "Раб. Дело" с "антидемократическими тенденциями" "Искры", это мы
увидим в следующей главе. А теперь присмотримся поближе к этому "принципу",
выдвигаемому "экономистами". Всякий согласится, вероятно, что "широкий демократический принцип" включает в себя два
следующие необходимые условия: во-первых,
полную гласность и, во-вторых, выборность всех функций. Без гласности смешно
было бы говорить о демократизме, и притом такой гласности, которая не ограничивалась
бы членами организации. Мы назовем демократической организацию немецкой социалистической партии, ибо в ней все
делается открыто, вплоть до заседаний партийного съезда; но никто не
назовет демократической организацией — такую, которая закрыта от всех не членов
покровом тайны. Спрашивается, какой же смысл имеет выставление "широкого демократического
принципа", когда основное условие этого принципа
неисполнимо для тайной организации? "Широкий принцип" оказывается просто
звонкой, но пустой фразой. Мало того. Эта фраза свидетельствует о полном непонимании
насущных задач момента в организационном отношении. Все знают, как велика господствующая у нас неконспиративность
"широкой" массы революционеров. Мы видели, как горько жалуется на это
Б—в, требующий совершенно справедливо "строгого выбора членов" ("Р. Д." № 6,
стр. 42). И вот являются люди, хвастающиеся своим "чутьем к жизни", которые при
таком положении дел подчеркивают не необходимость строжайшей кон-
ЧТО ДЕЛАТЬ?_________________________________ 139
спирации и
строжайшего (а след., более тесного) выбора членов, а — "широкий демократический принцип"! Это называется попасть
пальцем в небо.
Не
лучше обстоит дело и со вторым признаком демократизма, — с выборностью. В
странах с политической свободой это условие подразумевается само собою. "Членом
партии считается всякий, кто признает
принципы партийной программы и поддерживает партию по мере своих сил" —
гласит первый параграф организационного устава немецкой социал-демократической партии. И так как вся политическая арена
открыта перед всеми, как подмостки сцены перед зрителями театра, то это
признание или непризнание, поддержка или
противодействие известны всем и каждому и из газет и из народных собраний. Все
знают, что такой-то политический деятель начал с того-то, пережил такую-то
эволюцию, проявил себя в минуту жизни трудную так-то, отличается вообще
такими-то качествами, — и потому, естественно, такого деятеля могут с знанием дела выбирать или не выбирать на известную
партийную должность все члены партии. Всеобщий (в буквальном смысле слова)
контроль за каждым шагом человека партии на его политическом поприще создает
автоматически действующий механизм, дающий то, что называется в биологии
"выживанием наиболее приспособленных". "Естественный отбор" полной гласности, выборности и всеобщего контроля обеспечивает
то, что каждый деятель оказывается в конце концов "на своей полочке",
берется за наиболее подходящее его силам и
способностям дело, испытывает на себе самом все последствия своих ошибок и доказывает перед глазами всех свою
способность сознавать ошибки и избегать
их.
Попробуйте-ка вставить эту картину в рамки нашего самодержавия!
Мыслимо ли у нас, чтобы все, "кто признает
принципы партийной программы и поддерживает партию по мере своих сил", контролировали каждый шаг
революционера-конспиратора? Чтобы все
они выбирали из числа последних того или другого, когда революционер обязан в
интересах работы скрывать от девяти десятых этих "всех", кто он такой?
Вдумайтесь
Предыдущая страница ... 136
Следующая страница ... 140
|
|