ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 68
| когда видишь, как
Мартыновы "углубляют" Плеханова...
К чему "изобрел" наш Ломоносов эту путаницу? К
иллюстрации того, что "Искра" "обращает внимание только на одну сторону дела,
так же, как Плеханов это делал еще полтора десятка лет тому назад" (39). "У "Искры", по крайней мере
для настоящего времени, задачи пропаганды отодвигают на задний план задачи
агитации" (52). Если перевести это
последнее положение с мартыновского языка на общечеловеческий язык (ибо
человечество еще не успело принять вновь открытой терминологии), то мы получим следующее: у "Искры" задачи политической
пропаганды и политической агитации отодвигают на задний план задачу
"ставить правительству конкретные требования законодательных и административных мероприятий", "сулящие известные
осязательные результаты" (или
требования социальных реформ, если позволительно еще хоть разочек употребить старую терминологию старого
человечества, которое еще не доросло до Мартынова). Предлагаем читателю
сравнить с этим тезисом следующую тираду:
"Поражает
нас в этих программах" (программах революционных социал-демократов) "и вечное
выставление ими на первый план преимуществ деятельности рабочих в
(несуществующем у нас) парламенте при
полном игнорировании ими (благодаря их революционному нигилизму) важности
участия рабочих в существующих у
нас законодательных собраниях фабрикантов по фабричным делам... или хотя бы участия
рабочих в городском самоуправлении..."
Автор
этой тирады выражает немного прямее, яснее и откровеннее ту самую мысль, до
которой дошел своим умом Ломоносов-Мартынов. Автор же этот — Р. М. в "Отдельном
приложении к "Раб. Мысли"" (стр. 15).
в) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЛИЧЕНИЯ И "ВОСПИТАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ"
Выдвигая против "Искры" свою "теорию"
"повышения активности рабочей массы", Мартынов на самом деле обнаружил стремление принизить эту
активность, ибо предпочтительным, особо важным, "наиболее широко
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 69
применимым" средством пробуждения и поприщем этой активности он объявил
ту же экономическую борьбу, пред которой пресмыкались и все "экономисты".
Потому и характерно это заблуждение, что оно свойственно далеко не одному
Мартынову. На самом же деле "повышение активности рабочей массы" может быть
достигнуто только при
том условии, если мы не будем ограничиваться "политической агитацией на
экономической почве". А одним из основных условий необходимого расширения политической агитации является организация всесторонних
политических обличений. Иначе как на этих обличениях не может воспитаться
политическое сознание и революционная
активность масс. Поэтому деятельность такого рода составляет одну из важнейших функций
всей международной социал-демократии, ибо и политическая свобода нисколько не
устраняет, а только несколько передвигает сферу направления этих обличений. Например, германская партия особенно
укрепляет свои позиции и расширяет свое влияние именно благодаря неослабной
энергии ее политически-обличительной кампании. Сознание рабочего класса не
может быть истинно политическим сознанием, если рабочие не приучены откликаться на все и всяческие случаи
произвола и угнетения, насилия и злоупотребления, к каким бы классам
ни относились эти случаи; — и притом откликаться именно с
социал-демократической, а не с иной какой-либо точки зрения. Сознание рабочих масс не может быть истинно
классовым сознанием, если рабочие на конкретных и притом непременно
злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не научатся наблюдать каждый из других общественных
классов во всех проявлениях умственной, нравственной и
политической жизни этих классов; — не научатся применять на практике
материалистический анализ и материалистическую оценку всех сторон деятельности и жизни всех классов, слоев и
групп населения. Кто обращает внимание, наблюдательность и сознание рабочего
класса исключительно или хотя бы преимущественно на него же, — тот не
социал-демократ, ибо самопознание рабочего
класса
Предыдущая страница ... 66
Следующая страница ... 70
|
|