| "сулящих
осязательные результаты", — в это время "Искра", "неизменно ставящая революционизирование догмы выше революционизирования
жизни", старалась объяснить неразрывную связь безработицы со всем
капиталистическим строем, предупреждала,
что "голод идет", обличала полицейскую "борьбу с голодающими" и возмутительные
"временно-каторжные правила", в это время "Заря" выпускала отдельным оттиском, как агитационную брошюру, часть
посвященного голоду "Внутреннего обозрения" . Но, боже мой, как
"односторонни" при этом были неисправимо-узкие ортодоксы, глухие к велениям "самой жизни" догматики! Ни в одной из их
статей не было — о ужас! — ни одного, ну можете себе представить:
решительно ни одного "конкретного
требования", "сулящего осязательные результаты"! Несчастные догматики! Отдать их в науку Кричевским и Мартыновым для
убеждения в том, что тактика есть процесс
роста, растущего и т. д., и что нужно самой экономической борьбе придать
политический характер !
"Экономическая борьба рабочих с хозяевами и с правительством {"экономическая
борьба с правительством"!!), кроме своего непосредственного революционного
значения, имеет еще то значение, что она наталкивает рабочих непрерывно на
вопрос об их политическом бесправии" (Мартынов, стр. 44). Мы выписали эту
цитату не для того, чтобы повторять в сотый и тысячный раз сказанное уже выше,
а для того, чтобы особо поблагодарить Мартынова за эту новую и превосходную
формулировку: "Экономическая борьба
рабочих с хозяевами и с правительством". Какая прелесть! С каким неподражаемым талантом, с каким мастерским
элиминированием всех частных разногласий и различий в оттенках между "экономистами" выражена здесь в кратком и
ясном положении вся суть "экономизма",
начиная с призыва рабочих к "политической борьбе,
которую они ведут в
интересах общих, имея в виду улучшение положения всех рабо-
*** чих" ,
продолжая теорией стадии и кончая резо-
* См.
Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 297—319. Ред. — устранением. Ред. "Раб.
Мысль", "Отд. прилож.", стр. 14.
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 65
люцией съезда о "наиболее широкой применимости" и проч. "Экономическая
борьба с правительством" есть
именно тред-юнионистская политика, от которой до социал-демократической политики еще очень и очень далеко.
б) ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК МАРТЫНОВ УГЛУБИЛ
ПЛЕХАНОВА
"Как много появилось у нас в последнее время
социал-демократических Ломоносовых!" заметил однажды один товарищ, имея в виду
поразительную склонность многих из склонных
к "экономизму" лиц доходить непременно "своим умом" до великих истин (вроде
той, что экономическая борьба наталкивает рабочих на вопрос о бесправии) и игнорировать при этом, с великолепным
пренебрежением гениального самородка, все то, что дало уже предыдущее
развитие революционной мысли и революционного движения. Именно таким самородком является Ломоносов-Мартынов. Загляните в
его статью: "Очередные вопросы" и вы увидите, как он подходит "своим
умом" к тому, что давно уже сказано
Аксельродом (о котором наш Ломоносов, разумеется, хранит полное молчание),
как он начинает, например, понимать, что мы не можем игнорировать оппозиционность
тех или иных слоев буржуазии ("Р. Д." № 9, стр. 61, 62, 71 — сравни с "Ответом"
Аксельроду редакции "Р. Дела", стр. 22, 23—24) и т. п. Но — увы! — только
"подходит" и только "начинает", не более того, ибо мысли Аксельрода он все-таки
настолько еще не понял, что говорит об "экономической борьбе с хозяевами и
правительством". В течение трех лет (1898—1901) "Раб. Дело" собиралось с
силами, чтобы понять Аксельрода, и — и все-таки его не поняло! Может быть, это
происходит тоже от того, что социал-демократия, "подобно человечеству", всегда
ставит себе одни лишь осуществимые задачи?
Но Ломоносовы отличаются не только тем, что они многого
не знают (это бы еще было
полбеды!), а также и тем, что они не сознают своего невежества. Это уже настоящая
беда, и эта беда побуждает их сразу браться за "углубление" Плеханова.
Предыдущая страница ... 62
Следующая страница ... 66
|