ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 18
| сама по
себе, и невероятно затрудненная еще чисто внешними препятствиями, задача борьбы с новым течением. А это течение не
ограничилось областью литературы. Поворот к "критике" сопровождался встречным
влечением практиков социал-демократов к "экономизму".
Как возникала и росла связь и взаимозависимость легальной критики и
нелегального "экономизма", этот интересный вопрос мог бы послужить предметом особой
статьи. Нам достаточно
отметить здесь несомненное существование этой связи. Пресловутое "Credo" потому и приобрело такую заслуженную
знаменитость, что оно откровенно формулировало эту связь и проболтало основную
политическую тенденцию "экономизма": рабочие пусть ведут экономическую борьбу
(точнее было бы сказать: тред-юнионистскую
борьбу, ибо последняя объемлет и специфически рабочую политику), а марксистская интеллигенция пусть сливается с
либералами для "борьбы" политической. Тред-юнионистская работа "в
народе" оказывалась исполнением первой, легальная критика — второй половины
этой задачи. Это заявление было таким прекрасным оружием против "экономизма",
что если бы не было "Credo" — его
стоило бы выдумать.
"Credo" не было выдумано, но оно было
опубликовано помимо воли и, может быть, даже против воли его авторов. По
крайней мере, пишущему эти строки, который принимал участие в извлечении на
свет божий новой "программы" , приходилось слышать жалобы и упреки по поводу того, что набросанное ораторами резюме
их взглядов было распространено в копиях, получило ярлык "Credo" и попало даже в печать вместе с протестом! Мы касаемся этого эпизода, потому
что он вскрывает очень любопытную черту нашего "экономизма": боязнь
гласности. Это именно черта "экономизма"
* — символ веры,
программа, изложение миросозерцания. Ред.
Речь идет
о протесте 17-ти против "Credo". Пишущий эти строки участвовал в составлении этого
протеста (конец 1899 года). Протест вместе с "Credo" был напечатан за
границей весной 1900 года29. В настоящее время из статьи г-жи
Кусковой (кажется, в "Былом"30) уже известно, что автором "Credo" была она, а среди заграничных "экономистов" того
времени виднейшую роль играл г. Прокопович. (Примечание автора к
изданию 1907 г. Ред.)
ЧТО ДЕЛАТЬ?__________________________________ 19
вообще, а
не одних только авторов "Credo": ее
проявляли и "Рабочая Мысль" , самый прямой
и самый честный сторонник "экономизма", и "Р. Дело" (возмущаясь опубликованием
"экономических" документов в "Vademecum'e" ), и Киевский комитет, не пожелавший года два тому назад
дать разрешение на опубликование своего "Profession de foi"33
вместе с написанным против
него опровержением", и многие, многие отдельные представители "экономизма".
Эта боязнь
критики, проявляемая сторонниками свободы критики, не может быть объяснена
одним лукавством (хотя кое-когда, несомненно, не обходится и без лукавства: нерасчетливо открывать для натиска
противников неокрепшие еще ростки нового направления!). Нет, большинство
"экономистов" совершенно искренно смотрит (и, по самому существу "экономизма", должны смотреть) с недоброжелательством
на всякие теоретические споры, фракционные разногласия, широкие политические
вопросы, проекты сорганизовывать революционеров и т. п. "Сдать бы все это
за границу!" — сказал мне однажды один из довольно последовательных
"экономистов", и он выразил этим очень
распространенное (и опять-таки чисто тред-юнионистское) воззрение: наше дело —
рабочее движение, рабочие организации здесь, в нашей местности, а остальное —
выдумки доктринеров, "переоценка идеологии", как выразились авторы письма в №
12 "Искры" в унисон с № 10 "Р. Дела".
Спрашивается теперь: ввиду таких особенностей русской "критики" и
русского бернштейнианства в чем должна была бы состоять задача тех, кто на
деле, а не на словах только, хотел быть
противником оппортунизма? Во-первых, надо было позаботиться о возобновлении
той теоретической работы, которая только-только была начата эпохой
легального марксизма и которая падала теперь опять на нелегальных деятелей; без
такой работы невозможен был успешный рост
движения. Во-вторых, необходимо было активно выступить
— в
"Путеводителе"32. Ред. Насколько
нам известно, состав Киевского комитета с тех пор изменился.
Предыдущая страница ... 16
Следующая страница ... 20
|
|