| в журнале "Вера и
Разум" за 1901 г. письмо "ученого либерала" к преосвященному Амвросию, архиепископу харьковскому. Автор
подписался: "почетный гражданин из бывших духовных Иероним
Преображенский" и кличку "ученого (!) либерала" дала уже ему редакция,
убоявшаяся, должно быть, "бездны премудрости". Ограничимся воспроизведением нескольких мест из этого письма,
которое еще и еще раз показывает нам,
что политическое мышление и политический протест проникают невидимым путем
в неизмеримо более широкие круги, чем иногда кажется.
"Я уже
старик, мне под 60 лет; на своем веку мне немало приходилось наблюдать
уклонений от исполнения церковных обязанностей и по совести скажу, что во всех
случаях причиной тому было наше духовенство. А за "последние события" так
приходится даже усердно благодарить наше современное духовенство, оно открывает
глаза многим. Теперь не только волостные писаря, но стар и млад, образованные, малограмотные и едва читающие, все теперь
стремятся читать великого писателя земли русской. За дорогую цену достают его
сочинения (заграничного издания "Свободного Слова"141, свободно обращающиеся
в народе во всех странах мира, кроме России), читают, рассуждают, и решения,
конечно, не в пользу духовенства. Масса людская теперь уже начинает понимать,
где ложь и где правда, и видит, что духовенство наше говорит одно, а делает
другое, да и в словах своих частенько себе же противоречит. Много правды можно
было бы высказать, но ведь с духовенством нельзя говорить откровенно, оно сейчас
же не преминет донести, чтобы карали и казнили... А ведь Христос привлекал не
силою и казнию, а правдою и любовию...
... В
заключении своей речи Вы пишете: "есть у нас великая сила для борьбы — это
самодержавная власть благочестивейших государей наших". Опять подтасовки и
опять мы не верим Вам. Хотя вы, просвещенное духовенство, стараетесь
уверить нас, что "преданы самодержавной власти от сосцов матери" (из речи нынешнего викария при наречении во
епископа), но мы, непросвещенные, не верим, чтобы годовой
ребенок (хотя бы и будущий епископ) уже рассуждал об образе правления и отдавал
преимущество самодержавию. После неудавшейся попытки патриарха Никона разыграть
в России роль римских пап, совмещавших на Западе духовную власть с главенством
светским, церковь наша,
Пользуемся случаем поблагодарить корреспондента, приславшего нам отдельный
оттиск из этого журнала. Наши командующие классы очень часто не стесняются
показываться au naturel (в натуральном виде. Ред.) в специальных тюремных,
церковных и тому подобных изданиях. Давно пора нам, революционерам, приняться
систематически утилизировать эту "богатую сокровищницу" политического просвещения.
Предыдущая страница ... 339
Следующая страница ... 341
|