| деятельности. А в прикрытии нуждается г. Р. Н. С. потому, что с
Аннибаловой клятвой борьбы подобная антипатия никак не совместима.
Впрочем,
не ошибаемся ли мы насчет этого самого Аннибала? Давал ли он в самом деле
клятву борьбы с римлянами или только борьбы за прогресс Карфагена, каковой
прогресс, конечно, в последнем счете повредил бы Риму? Нельзя ли понимать слово
борьба не так "узко"? Г-н Р. Н. С. думает, что можно. Борьба с самодержавием —
так следует из сопоставления Аннибаловой клятвы с текстом приведенной тирады —
проявляется в разных "формах": одна форма — это борьба революционная,
нелегальная, другая форма — это вообще "борьба за политический и общественный
прогресс", т. е., другими словами, мирная,
легальная деятельность, насаждающая культуру в рамках, дозволенных
самодержавием. Мы нисколько не сомневаемся в том, что и при самодержавии
возможна легальная деятельность, двигающая вперед российский прогресс: в некоторых случаях довольно быстро двигающая
прогресс технический, в немногих случаях весьма незначительно — прогресс
общественный, в совершенно исключительных случаях и в совершенно миниатюрных
размерах — прогресс политический. Можно спорить о том, насколько именно велик и
насколько возможен этот миниатюрный прогресс, насколько единичные случаи
такого прогресса способны парализовать то массовое политическое развращение
населения, которое производится самодержавием повсюду и постоянно. Но подводить, хотя бы и косвенно, мирную легальную
деятельность под понятие борьбы с самодержавием — значит содействовать
этому развращению, значит ослаблять и без
того бесконечно слабое в русском обывателе сознание своей ответственности, как
гражданина, за все, что делает правительство.
К
сожалению, г. Р. Н. С. не одинок среди нелегальных писателей, пытающихся стереть разницу между революционной борьбой и мирным
культурничеством. У него есть предшественник, г. Р. М., автор статьи
"Наша действительность" в знаменитом "Отдельном
Предыдущая страница ... 57
Следующая страница ... 59
|