| народника, такой упрек по адресу "учеников", что они-де мечтают "о
казарме с нестерпимым
деспотизмом регламентации". Г-н В. Иванов замечает по поводу этого: "О нестерпимом
деспотизме "регламентации" в качестве "мечты" своих противников они (народники) не только не говорили, но и
говорить, оставаясь народниками, не могут и не будут. Суть их
спора с "экономическими материалистами" в этой области заключается именно в том, что сохранившиеся у нас
остатки старой регламентации могут, по мнению народников, послужить основанием
для дальнейшего развития регламентации. Нестерпимость этой старой
регламентации заслоняется от их глаз, с одной стороны, представлением, будто
сама "крестьянская душа (единая и нераздельная) эволюционирует" в сторону
регламентации, — с другой, убеждением в существующей или имеющей наступить нравственной красоте
"интеллигенции", "общества" или вообще "руководящих классов".
Экономических материалистов они обвиняют в пристрастии не к "регламентации", а,
наоборот, к западноевропейским порядкам, основанным на отсутствии
регламентации. И экономические материалисты действительно утверждают, что
остатки старой регламентации, выросшей на основе натурального хозяйства,
становятся с каждым днем все "нестерпимее"
в стране, перешедшей к денежному хозяйству, вызывающему бесчисленные изменения
как в фактическом положении, так и в умственной и нравственной
физиономии различных слоев ее населения. Они убеждены поэтому, что условия, необходимые для возникновения
новой благодетельной "регламентации" экономической жизни страны, могут
развиться не из остатков регламентации, приноровленной
к натуральному хозяйству и крепостному праву, а лишь в атмосфере такого
же широкого и всестороннего отсутствия этой старой регламентации, какое существует
в передовых странах Западной Европы и Америки. В таком положении находится вопрос о "регламентации" в споре между
народниками и их противниками" (стр. 11—12, I.e.*).
— loco citato — в цитированном месте. Ред.
Предыдущая страница ... 537
Следующая страница ... 539
|