В.И.Ленин ПСС т.02 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 532


 


Первая черта — признание капитализма в России упадком, регрессом. Как только вопрос о капитализме в России был поставлен, очень скоро выяснилось, что наше эко­номическое развитие есть капиталистическое, и народники объявили это развитие рег­рессом, ошибкой, уклонением с пути, предписываемого якобы всей исторической жиз­нью нации, от пути, освященного якобы вековыми устоями и т. п. и т. д. Вместо горя­чей веры просветителей в данное общественное развитие явилось недоверие к нему, вместо исторического оптимизма и бодрости духа — пессимизм и уныние, основанные на том, что, чем дальше пойдут дела так, как они идут, тем хуже, тем труднее будет решить задачи, выдвигаемые новым развитием; являются приглашения "задержать" и "остановить" это развитие, является теория, что отсталость есть счастье России и т. д. С "наследством" все эти черты народнического миросозерцания не только не имеют ничего общего, но прямо противоречат ему. Признание русского капитализма "уклоне­нием с пути", упадком и т. п. ведет к извращению всей экономической эволюции Рос­сии, к извращению той "смены", которая происходит перед нашими глазами. Увлечен­ный желанием задержать и прекратить ломку вековых устоев капитализмом, народник впадает в поразительную историческую бестактность, забывает о том, что позади этого капитализма нет ничего, кроме такой же эксплуатации в соединении с бесконечными формами кабалы и личной зависимости, отягчавшей положение трудящегося, ничего, кроме рутины и застоя в общественном производстве, а следовательно, и во всех сфе­рах социальной жизни. Сражаясь с своей романтической, мелкобуржуазной точки зре­ния против капитализма, народник выбрасывает за борт всякий исторический реализм, сопоставляя всегда действительность капитализма с вымыслом докапиталистических порядков. "Наследство" 60-х годов с их горячей верой в прогрессивность данного об­щественного развития, с их беспощадной враждой, всецело и исключительно направ­ленной против остатков старины, с их убеждением, что стоит только вымести дочиста эти остатки,




ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ?__________________ 533
и дела пойдут как нельзя лучше, — это "наследство" не только ни при чем в указанных воззрениях народничества, но прямо противоречит им.
Вторая черта народничества — вера в самобытность России, идеализация крестья­нина, общины и т. п. Учение о самобытности России заставило народников хвататься за устарелые западноевропейские теории, побуждало их относиться с поразительным лег­комыслием к многим приобретениям западноевропейской культуры: народники успо­каивали себя тем, что если мы не имеем тех или других черт цивилизованного челове­чества, то зато "нам суждено" показать миру новые способы хозяйничанья и т. п. Тот анализ капитализма и всех его проявлений, который дала передовая западноевропей­ская мысль, не только не принимался по отношению к святой Руси, а, напротив, все усилия были направлены на то, чтобы придумать отговорки, позволяющие о русском капитализме не делать тех же выводов, какие сделаны относительно европейского. На­родники расшаркивались пред авторами этого анализа и... и продолжали себе преспо­койно оставаться такими же романтиками, против которых всю жизнь боролись эти ав­торы. Это общее всем народникам учение о самобытности России опять-таки не только не имеет ничего общего с "наследством", но даже прямо противоречит ему. "60-ые го­ды", напротив, стремились европеизировать Россию, верили в приобщение ее к обще­европейской культуре, заботились о перенесении учреждений этой культуры и на нашу, вовсе не самобытную, почву. Всякое учение о самобытности России находится в пол­ном несоответствии с духом 60-х годов и их традицией. Еще более не соответствует этой традиции народническая идеализация, подкрашивание деревни. Эта фальшивая идеализация, желавшая во что бы то ни стало видеть в нашей деревне нечто особенное, вовсе непохожее на строй всякой другой деревни во всякой другой стране в период до­капиталистических отношений, — находится в самом вопиющем противоречии с тра­дициями трезвого и реалистического наследства. Чем дальше и глубже развивался ка­питализм, чем сильнее




Предыдущая страница ... 531
Следующая страница ... 534

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински