| имеют, очевидно,
полное право употреблять понятие "народничество" в широком значении слова. Не только имеют право, но и
не могут поступать иначе.
Обращаясь
к вышеочерченным основным воззрениям народничества, мы должны прежде всего
констатировать, что "наследство" совершенно ни при чем в этих воззрениях. Есть
целый ряд несомненных представителей и хранителей "наследства", которые
не имеют ничего общего с народничеством, вопроса о капитализме вовсе и не ставят, в самобытность России, крестьянской общины и
т. п. вовсе не верят, в интеллигенции и в юридико-политических учреждениях
никакого фактора, способного "свернуть с пути", не усматривают. Мы назвали выше
для примера издателя-редактора "Вестника Европы"173, которого в чем другом, а в нарушении традиций
наследства обвинять нельзя. Наоборот, есть люди, подходящие по своим
воззрениям под указанные основные принципы народничества и при этом прямо и
открыто "отрекающиеся от наследства", — назовем хоть того же г-на Я. Абрамова,
которого указывает и г. Михайловский, или г. Юзова. Того народничества, против
которого воюют "русские ученики", даже и не было
вовсе в то время, когда (выражаясь юридическим языком) "открывалось" наследство, т. е. в 60-х годах. Зародыши, зачатки
народничества были, конечно, не только в 60-х годах, но и в 40-х и даже
еще раньше , — но история народничества нас вовсе теперь не занимает. Нам
важно только, повторяем еще раз, установить, что "наследство" 60-х годов в том
смысле, как мы очертили его выше, не имеет ничего общего с народничеством, т. е. по существу воззрений между ними
нет общего, они ставят разные вопросы. Есть хранители "наследства"
ненародники, и есть народники, "отрекшиеся от наследства".
Разумеется, есть и народники, хранящие "наследство" или претендующие на
хранение его. Поэтому-то мы и говорим о связи наследства с народничеством. Посмотрим же, что дала эта связь.
* Ср. теперь книгу Туган-Барановского: "Русская фабрика"
(СПБ. 1898 г.).
Предыдущая страница ... 529
Следующая страница ... 531
|