| или другой форме, романтик берет за образец союз, удовлетворявший узким
потребностям в объединении в
патриархальном, неподвижном обществе, и хочет прикладывать его к обществу,
совершенно преобразованному — с подвижным населением, с обобществлением труда не в пределах какой-нибудь общины
или какой-нибудь корпорации, а в пределах всего государства и даже вне
пределов одного государства .
Вот эта-то ошибка и дает романтику совершенно заслуженную им
квалификацию реакционера, причем под этим термином разумеется не желание
восстановить просто-напросто средневековые
учреждения, а именно попытка мерить новое общество на старый
патриархальный аршин, именно желание искать образца в старых, совершенно не
соответствующих изменившимся экономическим условиям порядках и традициях.
Этого обстоятельства абсолютно не понял Эфруси. Характеристика
теории Сисмон-ди, как реакционной, была понята им именно в грубом, вульгарном
смысле. Эфруси смутился... Как же так,
рассуждал он, какой же Сисмонди реакционер, когда он говорит ведь прямо,
что вовсе не хочет восстановить цехи? И Эфруси решил, что такое "обвинение"
Сисмонди "в ретроградстве" несправедливо; что Сисмонди, напротив, смотрел
"правильным образом на цеховую организацию" и "вполне оценил ее историческое
значение" (№ 7, стр. 147), как это, дескать, выяснено историческими
исследованиями
Совершенно аналогична ошибка народников по отношению к другому союзу (общине),
который удовлетворял узким потребностям объединения местных крестьян,
связанных единством землевладения, выгона и т. п. (а главное единством
помещичьей и чиновничьей власти), но совершенно не отвечает потребностям
товарного хозяйства и капитализма, ломающего все местные, сословные, разрядные
перегородки и вносящего глубокую экономическую рознь интересов внутри общины.
Потребность в союзе, в объединении в капиталистическом обществе не ослабела, а,
напротив, неизмеримо возросла. Но брать старую мерку для удовлетворения этой
потребности нового общества совершенно нелепо. Это новое общество требует уже, во-первых, чтобы союз не был
местным, сословным, разрядным; во-вторых, чтобы его исходным пунктом
было то различие положения и интересов, которое создано капитализмом и разложением
крестьянства. Местный же, сословный союз, связывающий вместе крестьян, резко
различающихся по своему экономическому положению и по своим интересам,
становится теперь, в силу своей обязательности, вредным и для самих
крестьян, и для всего общественного развития.
Предыдущая страница ... 235
Следующая страница ... 237
|