ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА стр. 229
|
"Разделение их (именно класса собственников и
трудящихся), противоположность их
интересов есть следствие современной искусственной организации, которую мы дали
человеческому обществу... Естественный порядок социального прогресса вовсе не
стремился отделить людей от вещей или богатство от труда; в деревне —
собственник мог бы оставаться земледельцем; в городе — капиталист мог бы
оставаться ремесленником (artisan); отделение
трудящегося класса от праздного класса вовсе не было существенно необходимо
для существования общества или для производства; мы ввели его для наибольшей выгоды
всех; от нас зависит (il
nous appartient) регулировать
его, чтобы на самом деле достичь этой выгоды" (II, 348).
"Ставя
таким образом производителей в оппозицию друг с другом (т. е. хозяев к рабочим),
их заставили идти путем, диаметрально противоположным интересам общества... В этой постоянной борьбе за понижение
заработной платы интерес социальный, в котором, однако, каждый
участвует, всеми забывается" (II, 359—360). И
перед этим тоже воспоминание о завещанных историей путях: "В начале
общественной жизни каждый человек владеет
капиталом, посредством которого он
прилагает свой труд, и почти все
ремесленники живут доходом, который складывается одинаково из прибыли и
заработной платы" (II,
359) .
Кажется,
довольно... Можно быть уверенным, что читатель, не знакомый ни с Сис-монди, ни
с г. Н. —оном, затруднится сказать, у которого из двух романтиков, под чертой
или над чертой, точка зрения примитивнее и наивнее.
Вполне соответствуют этому и практические пожелания
Сисмонди, которым он уделил
так много места в своих "Nouveaux Principes".
"Вместо того, чтобы твердо держаться наших вековых
традиций; вместо того, чтобы развивать принцип
тесной связи средств производства с непосредственным производителем... вместо
того, чтобы увеличить производительность его (крестьянства) труда
сосредоточением средств производства в его руках... вместо всего этого мы стали
на путь совершенно противоположный" (322—323). "Мы приняли развитие
капитализма за развитие всего народного производства... мы проглядели, что
развитие одного... может произойти исключительно на счет другого" (323). Курсив
наш.
Предыдущая страница ... 228
Следующая страница ... 230
|
|