|
Как видите, разница только в "точке
зрения"... Да, "только"! Отличие романтических судей капитализма от других состоит вообще "только" в "точке
зрения", "только" в том, что одни судят сзади, а другие — спереди, одни — с
точки зрения того строя, который капитализмом разрушается, другие — с точки
зрения того, который капитализмом создается .
Неправильное понимание внешнего рынка соединяется
обыкновенно у романтиков с указаниями
на "особенности" международного положения капитализма в данной стране, на невозможность найти рынок и т. п.; все эти
аргументы стремятся "отклонить" капиталистов
от поисков внешнего рынка. Говоря "указания", мы выражаемся, впрочем, неточно, ибо фактического анализа внешней
торговли страны, ее поступательного движения
в области новых рынков, ее колонизации и т. п. романтик не дает. Его вовсе не
интересует изучение действительного процесса и выяснение его; ему нужна лишь мораль против этого процесса. Чтобы читатель мог убедиться в полной
тождественности этой морали у современных русских романтиков и у французского
романтика, приведем образчики рассуждений последнего. Как Сисмонди грозил
капиталистам, что они не найдут рынка, это мы уже видели. Но он утверждал не
только это. Он утверждал, что "мировой рынок уже достаточно снабжен" (II, 328), доказывая невозможность идти путем капитализма и необходимость избрать иной
путь... Он уверял английских предпринимателей,
что капитализм не сможет занять всех рабочих, освобождаемых фермерским
хозяйством в земледелии (I, 255—256).
"Те, кому приносят в жертву земледельцев, найдут ли сами какую-либо выгоду в
этом? Ведь земледельцы — самые близкие и самые надежные потребители английских
мануфактур. Прекращение их потребления нанесло
бы индустрии удар,
Я говорю здесь лишь об оценке капитализма, а не о
понимании его. В этом последнем отношении романтики
стоят, как мы видели, не выше классиков.
Предыдущая страница ... 156
Следующая страница ... 158
|