|
ность
(мелкое производство), которую народники хотят поднять на высшую ступень, минуя
капитализм, уже включает в себя капитализм и присущую ему противоположность
классов и столкновения их, — но только в наихудшей ее форме, затрудняющей самостоятельную деятельность производителя, и что
поэтому народники, игнорируя сложившиеся уже социальные противоположности и
мечтая об "иных путях для отечества", являются
утопистами-реакционерами, так как крупный капитализм только развивает, очищает
и выясняет содержание этих противоположностей, существующих в России везде и повсюду.
В непосредственной связи с слишком
абстрактной формулировкой задач экономической критики народничества стоит и дальнейшее изложение автора,
доказывающего "необходимость" и "прогрессивность" не русского капитализма, а
западноевропейского. Не затрагивая непосредственно экономического содержания
народнической доктрины, это изложение дает, однако, много интересного и
поучительного. В нашей народнической
литературе не раз раздавались голоса недоверия к западноевропейскому рабочему
движению. Особенно ярко выразилось это во время последней полемики про-
о
тив
марксистов гг. Михайловского и К ("Русское Богатство", 1893—1894). Мы еще
ничего хорошего не видали от капитализма — писал тогда г. Михайловский . Нелепость этих мещанских взглядов прекрасно
опровергается данными г. Струве, тем более, что данные эти заимствованы из новейшей буржуазной литературы, которую
никак нельзя заподозрить в
преувеличении.
Нельзя не отметить, что в ответе г. Струве г. Михайловский усматривает
"влюбленность в себя" у Энгельса, который говорит, что доминирующим, гигантским
фактом современности, делающим эту современность
лучше всякой другой эпохи, оправдывающим историю ее происхождения, является
рабочее движение на Западе.
Этот, просто
возмутительный, упрек Энгельсу крайне характерен для оценки современного
русского народничества.
Эти господа умеют болтать о "народной правде", умеют
разговаривать с нашим "обществом", журя его за
неправильный выбор пути для отечества, умеют сладко петь о том, что "либо
сейчас, либо никогда", и петь это "10 лет, 20 лет, 30 лет и более", — но
абсолютно неспособны понять, какое всеобъемлющее значение имеет
самостоятельное выступление тех, во имя кого и пелись эти сладкие песни.
Предыдущая страница ... 466
Следующая страница ... 468
|