|
ние данных порядков и исключающих возможность выхода вне выступления
самих производителей. С
другой стороны, материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и
открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы .
От г. Михайловского автор переходит к г. Южакову, который не
представляет из себя ничего самостоятельного и интересного. Г-н Струве
совершенно справедливо отзывается о его социологических рассуждениях, что это
— "пышные слова", "лишенные всякого содержания". Стоит остановиться на
чрезвычайно характерном (для народничества
вообще) различии между г. Южаковым и г. Михайловским. Г. Струве отмечает это различие, называя г-на Южакова
"националистом", тогда как-де г. Михайловскому "всякий национализм
всегда был совершенно чужд", и для него, по его собственным словам, "вопрос о
народной правде обнимает не только русский народ, а весь трудящийся люд всего цивилизованного мира". Мне
кажется, что за этим различием проглядывает еще отражение двойственного
положения мелкого производителя, который является
элементом прогрессивным, поскольку он начинает, по бессознательно удачному выражению
г. Южакова, "дифференцироваться от общества", — и элементом реакционным,
поскольку борется за сохранение своего положения, как мелкого хозяина, и
старается задержать экономическое развитие. Поэтому и русское народничество
умеет сочетать прогрессивные, демократические черты доктрины — с реакционными,
вызывающими сочувствие "Московских
Ведомостей"114. Что касается до этих последних, то трудно
было бы, думается, рельефнее выставить их, чем сделал это г. Южаков в следующей тираде, приводимой у г. Струве.
"Только
крестьянство всегда и всюду являлось носителем чистой идеи труда. По-видимому, эта же идея
Конкретные примеры неполного проведения материализма у г.
Струве и невыдержанности у него теории
классовой борьбы будут указываться ниже в каждом отдельном случае.
Предыдущая страница ... 418
Следующая страница ... 420
|