ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА стр. 415
|
Это
положение — что историю делают личности — теоретически совершенно бессодержательно. История вся и состоит из действий
личностей, и задача общественной науки
состоит в том, чтобы объяснить эти действия, так что указание на "право вмешательства
в ход событий" (слова г. Михайловского, цитированные у г. Струве, с. 8) —
сводится к пустой тавтологии. Особенно ясно обнаруживается это на последней
тираде у г. Михайловского. Живая личность — рассуждает он — движет события
сквозь строй препятствий, поставляемых стихийными силами исторических условий.
А в чем состоят эти "исторические условия"? По логике автора, опять-таки в
действиях других "живых личностей". Не
правда ли, какая глубокая философия истории: живая личность движет события
сквозь строй препятствий, поставляемых другими живыми личностями! И почему это действия одних живых личностей именуются
стихийными, а о других говорится, что
они "двигают события" к поставленным заранее целям? Ясно, что искать тут хоть какого-нибудь теоретического
содержания было бы предприятием едва ли не безнадежным. Дело все в том,
что те исторические условия, которые давали для наших субъективистов материал для "теории", представляли из себя (как
представляют и теперь) отношения антагонистические, порождали
экспроприацию производителя. Не умея понять
этих антагонистических отношений, не умея найти в них же такие общественные элементы, к которым бы могли примкнуть
"одинокие личности", субъективисты ограничивались сочинением теорий,
которые утешали "одиноких" личностей тем, что
историю делали "живые личности". Решительно ничего кроме хорошего желания и плохого
понимания знаменитый "субъективный метод в социологии" не выражает. Дальнейшее
рассуждение г. Михайловского, приводимое у автора, наглядно подтверждает это.
Европейская жизнь, говорит г. Михайловский, "складывалась
так же бессмысленно и
безнравственно, как в природе течет река или растет дерево. Река течет по
направлению наименьшего сопротивления,
смывает то,
Предыдущая страница ... 414
Следующая страница ... 416
|
|