ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 414
| капиталистический
путь развития России никем уже не отрицается, разложение деревни — бесспорный
факт. От стройной доктрины народничества с детской верой в "общину" остались
одни лохмотья. В отношении практическом — на место утопии выступила вовсе не
утопическая программа мелкобуржуазных "прогрессов", и только пышные фразы
напоминают об исторической связи этих убогих компромиссов с мечтами о лучших и самобытных путях для отечества. Вместо
отделения от либерального общества мы видим самое трогательное
сближение с ним. Вот эта-то перемена и заставляет отличать идеологию
крестьянства от идеологии мелкой буржуазии.
Эта поправка насчет действительного содержания народничества казалась
тем более необходимой, что
указанная абстрактность изложения у г-на Струве — основной его недостаток; это
во-первых. А во-вторых, "некоторые основные" положения той доктрины, которою
г. Струве не связан, требуют именно сведения общественных идей к общественно-экономическим отношениям.
И мы постараемся теперь показать, что без такого
сведения нельзя уяснить себе даже чисто теоретических идей народничества, вроде вопроса о методе в
социологии.
Указавши,
что народническое учение об особом методе в социологии всего лучше изложено гг.
Миртовым и Михайловским, г. Струве характеризует это учение как "субъективный
идеализм" и в подтверждение этого приводит из сочинений названных лиц ряд мест, на которых стоит остановиться.
Оба
автора ставят во главу угла положение, что историю делали "одинокие борющиеся личности". "Личности создают историю"
(Миртов). Еще яснее у г. Михайловского: "Живая личность со всеми своими
помыслами и чувствами становится деятелем
истории на свой собственный страх. Она, а не какая-нибудь мистическая
сила, ставит цели в истории и движет к ним события сквозь строй препятствий,
поставляемых ей стихийными силами природы и исторических условий" (8).
Предыдущая страница ... 413
Следующая страница ... 415
|
|