|
Когда народник дает описание фактов, — он сам всегда вынужден
признать, что действительность принадлежит капиталу, что действительная наша
эволюция — капиталистическая, что сила находится
в руках буржуазии. Это признал сейчас, например, и автор комментируемой
статьи, констатировавший, что у нас создалась "мещанская культура", что идти на
работу приказывает народу буржуазия, что буржуазное общество занято только утробными процессами и
послеобеденным сном, что "мещанство" создало даже буржуазную науку,
буржуазную нравственность, буржуазные софизмы политики,
буржуазную литературу.
И тем не менее все народнические рассуждения всегда основаны
на обратном предположении: что сила не на
стороне буржуазии, а на стороне "народа". Народник толкует о выборе
пути (рядом с признанием капиталистического характера действительного пути), об обобществлении труда (находящегося в
"заведовании" буржуазии), о том, что государство
должно стать на нравственную и политическую точку зрения, что учить народ
должны именно народники и т. д., как будто бы сила была уже на стороне трудящихся
или их идеологов, и оставалось уже только указать "ближайшие", "целесообразные" и т. п. приемы употребить эту силу.
Все это — сплошная приторная
ложь. Можно еще себе представить raison d'être для
г " 112
подобных иллюзии
полвека тому назад, в те времена, когда прусский регирунгсрат открывал в России "общину", — но теперь,
после свыше чем 30-летней истории "свободного" труда, это — не то насмешка, не
то фарисейство и слащавое лицемерие.
В разрушении этой благонамеренной и прекраснодушной лжи заключается
основная теоретическая задача марксизма. Первая обязанность тех, кто хочет
искать "путей к человеческому
счастью" — не морочить самих себя, иметь смелость признать откровенно то, что есть.
И когда идеологи трудящегося класса поймут это и прочувствуют, —
тогда они признают, что "идеалы"
— основание. Ред.
Предыдущая страница ... 406
Следующая страница ... 408
|