| Хорошее желание. "Общество" сочувствует этому "идеалу". Но так как
оно и его "ищет" с послеобеденным
спокойствием и так как оно пуще всего на свете боится нарушения этого
спокойствия, то... то оно и спешит очень медленно, прогрессирует так мудро, что
с каждым годом оказывается все дальше и дальше позади. Гг. народники думают,
что это — случайность, что сейчас послеобеденный сон кончится и начнется настоящий прогресс. Дожидайтесь!
"Мы не считаем
точно так же бессильным совсем и влияние воспитания и образования, но полагаем,
прежде всего: 1) что образование должно даваться всем и каждому, а не
исключительным только личностям, выделяя их из среды и превращая в кулаков..."
"Всем и каждому"... — именно этого хотят марксисты. Но они думают,
что это недостижимо на почве данных общественно-экономических отношений,
потому что даже и при даровом и
обязательном обучении для "образования" нужны будут деньги, каковые имеются только у "выходцев". Они думают, что и
тут, следовательно, выхода нет вне
"суровой борьбы общественных классов".
"... 2)
что в народные школы должен быть открыт доступ не одним только отставным
дьячкам, чиновникам и разным забулдыгам, а людям действительно порядочным и
искренне любящим народ".
Трогательно!
Но ведь те, кто видит "ум, предприимчивость и энергию" в "выходцах из народа",
— также уверяют (и не всегда неискренне), что "любят народ", из них многие,
несомненно, "действительно порядочные" люди. Кто же тут судить будет? Критически мыслящие и нравственно развитые личности?
Но не сказал ли сам автор, что презрением нельзя действовать на этих
выходцев?
Мы
опять, в заключение, стоим у той же основной черты народничества, которую
пришлось констатировать в самом начале — отворачиванье от фактов.
Стр.
151: "... не презирают ли они уже раньше (заметьте хорошенько это "уже раньше")
тех, кто мог бы их презирать?"
Предыдущая страница ... 405
Следующая страница ... 407
|