| бесцеремонностью, что вы
ясно видите, что люди эти не воруют в буфетах ложек и не отвертывают в вокзалах газовых рожков только потому, что боятся
попасть в тюрьму. Нравственная сторона этих людей ниже самых элементарных требований, вся она
основана на рубле и исчерпывается афоризмами: купец — ловец; на то и
щука в море, чтобы карась не дремал; не плошай; присматривайся к тому, что
плохо лежит; пользуйся минутой, когда никто не смотрит; не жалей слабого;
кланяйся и пресмыкайся, когда нужно". И дальше приводится из газетной
корреспонденции пример, как один кабатчик и ростовщик, Волков, поджег свой дом,
застрахованный в большую сумму. Этого субъекта "учитель и местный священник
считают самым уважаемым своим знакомым", один "учитель пишет ему за вино все
кляузные бумаги". "Волостной писарь обещает ему опутать мордву". "Один земский
агент и в то же время член земской управы страхует ему старый дом в 1000 р." и
т. д. "Волков — явление вовсе не единичное, а тип. Нет местности, где бы не
было своих Волковых, где бы не рассказывали вам не только о подобном же
обирании и закабалении крестьян, по и о случаях подобных же поджогов..."
"... Но
как же относится, однако, к подобным людям крестьянство? Если они глупы,
грубо-бессердечны и мелочны, как Волков, то крестьянство не любит их и боится,
боится потому, что они могут сделать ему всякую мерзость, тогда как оно им
ничего сделать не может; у них дома застрахованы, у них борзые кони, крепкие запоры, злые собаки и связи с местными
властями. Но если эти люди поумнее и похитрее Волкова, если они обирание
и закабаление крестьянства облекают в благовидную форму, если, утаивая рубль,
они в то же время во всеуслышание скидывают грош, не жалеют лишнего полштофа
водки или какой-нибудь меры пшена на погорелую деревню, то они пользуются со
стороны крестьян почетом, авторитетом и уважением, как кормильцы, как
благодетели бедняков, без которых те, пожалуй, пропали бы. Крестьянство смотрит на них, как на людей умных, и отдает им
даже детей в науку, считая за честь, что мальчик сидит в лавке, и будучи
уверено, что из него выйдет человек".
Я нарочно выписал поподробнее рассуждения автора, чтобы
привести характеристику нашей молодой буржуазии, сделанную противником положения
о буржуазной организации
русского общественного хозяйства. Разбор ее может много уяснить в теории русского марксизма, в характере ходячих нападок
на него со стороны современного народничества.
По началу этой характеристики видно, что автор понимает,
как будто, глубокие корни
этой буржуазии, понимает связь ее с крупной буржуазией, к которой
Предыдущая страница ... 391
Следующая страница ... 393
|