| сравнительно
с настоящим, лицом, всегда подчинявшимся миру, а иногда просто лентяем,
особенно и не гнавшимся за наживой. — В
настоящее время слово мироед имеет другое значение, а в большинстве губерний
оно сделалось уже только родовым понятием, сравнительно мало употребляется и
заменяется словами: кулак, коштан, купец,
кабатчик, кошатник, подрядчик, закладчик и т. д. Это раздробление одного
слова на несколько слов, слов, отчасти тоже не новых, а отчасти совершенно
новых или доселе не встречавшихся в крестьянском обиходе, показывает прежде
всего на то, что в эксплуатации народа произошло
разделение труда, а затем на широкое разрастание хищничества и на специализацию
его. Почти в каждом селе и в каждой деревне есть один или несколько
таких эксплуататоров".
Бесспорно, что этот факт разрастания хищничества подмечен верно.
Напрасно только автор, как и все
народники, несмотря на все эти факты, не хочет понять, что это систематическое,
всеобщее, правильное (даже с разделением труда) кулачество есть проявление
капитализма в земледелии, есть господство капитала в его первичных формах,
который, с одной стороны, постоянно высачивает тот городской, банковский,
вообще европейский капитализм, который народники считают чем-то наносным, а с
другой стороны, — поддерживается и питается этим капитализмом, одним словом,
что это — одна из сторон капиталистической организации русского народного
хозяйства.
Кроме того, характеристика "эволюции" мироеда даст нам
возможность еще уличить народника.
В
реформе 1861 г. народник видит санкцию народного производства, усматривает в ней существенные отличия от западной.
Те мероприятия, которых он теперь жаждет, равным образом
сводятся к подобной же
"санкции" — общины и т. п., к подобным же "обеспечениям наделом" и средствами производства вообще.
Отчего же это, г. народник, реформа, "санкционировавшая
народное (а не капиталистическое) производство", привела только к тому, что из
"патриархального лентяя" получился
сравнительно энергичный, бойкий, подернутый цивилизацией хищник? только к
перемене формы хищничества, как и соответствующие великие реформы на
Западе?
Предыдущая страница ... 389
Следующая страница ... 391
|