| Попробуйте сравнить с требованиями этой
теории нашу народническую литературу, исходящую тоже ведь из желания быть
идеологом трудящегося, литературу, посвященную истории и современному
состоянию наших экономических порядков вообще и крестьянства в частности, — и вы поражены будете, как могли
социалисты удовлетворяться подобной теорией, которая ограничивалась изучением
и описанием бедствий и моралью по поводу
этих бедствий. Крепостное право изображается не как определенная форма хозяйственной организации, порождавшей
такую-то эксплуатацию, такие-то антагонистические классы, такие-то
политические, юридические и др. порядки, — а просто как злоупотребления
помещиков и несправедливость по отношению к крестьянам. Крестьянская реформа
изображается не как столкновение определенных хозяйственных форм и
определенных экономических классов, а как мероприятие начальства, "выбравшего"
по ошибке "неверный путь", несмотря на самые благие намерения. Пореформенная Россия изображается как уклонение от
истинного пути, сопровождающееся
бедствиями трудящегося, а не как известная система антагонистических производственных
отношений, имеющая такое-то развитие.
Теперь, впрочем, потеря кредита этой теорией несомненна, и чем скорее
русские социалисты поймут,
что не может быть, при настоящем уровне знаний, революционной теории вне марксизма, чем скорее направят они все
свои силы на приложение этой теории к России, в теоретическом и
практическом отношениях, — тем вернее и быстрее будет успех революционной работы.
Для наглядной иллюстрации того, какое растление вносят гг.
"друзья народа" в современную "бедную
русскую мысль" своим призывом интеллигенции к культурному воздействию на
"народ" для "создания" пра-
Предыдущая страница ... 341
Следующая страница ... 343
|