| дочиста
обобранного и голодного крестьянина, бросив землю в общество для уравнительного
распределения между торжествующими кулаками, уходить на сторону, бродить по
всей России, проводя массу времени без работы, наниматься сегодня к помещику,
завтра — к подрядчику по постройке жел. дор., потом — в чернорабочие в городе
или в батраки к богатому крестьянину и т. д.; когда этот "крестьянин", меняя
хозяев по всей России, видит, что везде, куда бы он ни пришел, он подвергается
самому бесстыдному грабежу, видит, что
рядом с ним грабят таких же, как он, голяков, видит, что грабит не непременно "барин", а и "свой
брат-мужик", раз только есть у него деньги на покупку рабочей силы, видит, как правительство повсюду служит его
хозяевам, стесняя права рабочих и подавляя под видом бунта всякую попытку
защитить свои элементарнейшие права, видит, как все напряженнее и напряженнее
становится труд русского рабочего, все быстрее рост богатства и
роскоши, — тогда как положение рабочего все ухудшается, экспроприация
усиливается и безработица становится нормой, — в это время наши критики
марксизма ищут иных путей для отечества, в это время они решают
глубокомысленный вопрос: можно ли признать тут прогрессивную работу капитализма, когда мы видим медленное нарастание числа
фабричных рабочих, и не следует ли отвергнуть и признать неверным путем наш
капитализм за то, что он так "плохо, очень,
очень плохо выполняет свою историческую миссию".
Не правда ли, какое
возвышенное, широко-гуманное занятие?
И какие узкие доктринеры эти злые марксисты,
когда они говорят, что отыскивать иные пути для отечества при наличности повсюду в России
капиталистической эксплуатации трудящегося — значит прятаться от
действительности в сферу утопий, когда они находят, что плохо исполняют свою
миссию не наш капитализм, а русские социалисты,
которые не хотят понять, что мечтать о замирении вековой экономической борьбы
антагонистических классов русского общества — значит
Предыдущая страница ... 333
Следующая страница ... 335
|