|
которая
шла в народ, поднять крестьян на революцию, — не потому ли, что она исходила
из ошибочного представления, будто именно "крестьянство" является представителем трудящегося и эксплуатируемого населения,
тогда как на самом деле крестьянство не представляет из себя особого
класса (— иллюзия, объяснимая разве только отраженным влиянием эпохи падения крепостного права, когда крестьянство
действительно выступало как класс,
но только как класс крепостнического общества), так как внутри его
самого складываются классы буржуазии и пролетариата, — одним словом, нужно было разобрать старые социалистические теории и
критику их социал-демократами. А г. Кривенко из кожи лезет, вместо
этого, доказывая, что дело "господина Шмидта" — "дело несомненно жизненное". Да
помилуйте, почтеннейший г. "друг народа", к чему вы ломитесь в отворенную
дверь? кто же сомневается в этом? Устроить виноградник и получать с него 75—100
руб. дохода — что может быть в самом деле жизненнее?
И автор принимается разъяснять, что если один хозяин устроит у
себя виноградник, — то это будет разрозненная деятельность, а если несколько
хозяев — то обобщенная и распространенная деятельность, превращающая маленькое
дело в настоящее, правильное, как,
например, А. Н. Энгельгардт не только у себя применял фосфориты, а и у других ввел фосфоритное производство.
Не
правда ли, как этот демократ великолепен!
Еще пример возьмем из области суждений о крестьянской
реформе. Как относился к ней
демократ вышеуказанной эпохи нераздельности демократизма и социализма, Чернышевский? Не будучи в состоянии открыто заявлять
свои мнения, он молчал, а обиняками характеризовал
подготовлявшуюся реформу таким образом:
Попробовали бы с предложением этого "жизненного" дела сунуться к той молодежи,
которая рассказывала мужику о европейских
ассоциациях! Как бы они вас встретили, какую бы дали вам прекрасную
отповедь! Вы бы так же стали смертельно бояться их идей, как теперь боитесь
материализма и диалектики!
Предыдущая страница ... 288
Следующая страница ... 290
|