| бы доказывало
связь нашей общины с альтруизмом" . И действительно, такого исследования нет.
А вот подите же: — было время — и без всякого исследования люди верили и верили беззаветно.
Как?
почему? на каком основании?..
— "каждый социалист был
поэтом и каждый поэт — социалистом".
И потом — добавляет тот же г. Михайловский — все добросовестные
исследователи согласны в том, что деревня
раскалывается, выделяя, с одной стороны, массу пролетариата, с другой —
кучку "кулаков", держащих под своей пятой остальное население. И опять-таки он прав: деревня действительно
раскалывается. Мало того, деревня давно уже совершенно раскололась.
Вместе с ней раскололся и старый русский крестьянский социализм, уступив место,
с одной стороны, рабочему социализму; с другой — выродившись в пошлый мещанский радикализм. Иначе как вырождением нельзя
назвать этого превращения. Из доктрины об особом укладе крестьянской
жизни, о совершенно самобытных путях нашего развития — вырос какой-то жиденький
эклектизм, который не может уже отрицать, что товарное хозяйство стало основой
экономического развития, что оно переросло в капитализм, и который не хочет
только видеть буржуазного характера всех производственных отношений, не хочет
видеть необходимости классовой борьбы при этом строе. Из политической
программы, рассчитанной на то, чтобы поднять крестьянство на
социалистическую революцию против основ современного общества — выросла
программа, рассчитанная на то, чтобы заштопать, "улучшить" положение крестьянства при сохранении основ
современного общества.
Собственно
говоря, все предыдущее могло уже дать представление о том, какой "критики"
можно ждать
К этому сводились, в сущности, все наши старые революционные программы,
— начиная хотя бы бакунистами и бунтарями78,
продолжая народниками и кончая народовольцами79, у которых, ведь,
тоже уверенность в том, что крестьянство пошлет подавляющее количество
социалистов в будущий Земский собор80,
занимала далеко не последнее место.
Предыдущая страница ... 271
Следующая страница ... 273
|