ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 185
|
тот факт, что человек, совершенно посторонний этой доктрине, изучавший
доисторические времена
совсем в другой стране, — пришел к материалистическим же выводам. Чтобы показать далее, что детопроизводство совсем
неправильно притянуто к материализму, что это — одно словесное
ухищрение, — критик стал доказывать, что экономические отношения представляют
надстройку над половыми и семейными. Указания, которые даны были при этом серьезным критиком в поучение материалистам,
обогатили нас глубокой истиной, что наследство невозможно без
детопроизводства, что к продуктам этого детопроизводства "примыкает" сложная
психика и что дети воспитываются в духе отцов. Попутно узнали мы также, что
национальные связи — продолжение и
обобщение родовых. Продолжая свои теоретические изыскания о материализме, критик
заметил, что содержание многих аргументов марксистов состоит в том, что угнетение
и эксплуатация масс "необходимы" при буржуазном режиме и что этот режим "необходимо"
должен превратиться в социалистический, — и вот он не замедлил объявить, что
необходимость — слишком общая скобка (если не сказать о том, что именно люди
считают необходимым) и что поэтому марксисты — мистики и метафизики. Критик заявил также, что полемика Маркса с
идеалистами "одностороння", не сказавши ни слова о том, как относятся воззрения
этих идеалистов к субъективному методу и как относится к ним диалектический
материализм Маркса.
Что
касается до второго устоя марксизма — диалектического метода, — то достаточно было одного толчка смелого критика, чтобы
свалить этот устой. И толчок был очень
меткий: критик возился и трудился с неимоверными усилиями над опровержением
того, будто триадами можно что-либо доказывать, — умолчавши о том, что диалектический
метод состоит совсем не в триадах, что он состоит именно в отрицании приемов идеализма и субъективизма в социологии. Другой
толчок специально направлен был против Маркса: при помощи доблестного г.
Дюринга, критик подсунул
Предыдущая страница ... 184
Следующая страница ... 186
|
|