|
Читатель видит, что вся эта прекрасная отповедь Энгельса Дюрингу
целиком относится и к г. Михайловскому,
утверждающему точно так же, что будущее у Маркса держится исключительно
на конце гегелевской цепи и что убеждение в его неизбежности может основываться
только на вере .
Все
различие между Дюрингом и г. Михайловским сводится к 2-м следующим небольшим
пунктам: во-первых, Дюринг — несмотря на то, что он без пены у рта не может говорить о Марксе, тем не менее счел
необходимым в следующем параграфе своей "Истории" упомянуть о том, что
Маркс в послесловии категорически отвергает обвинение в гегельянстве. Г-н же
Михайловский об этом (вышеприведенном) совершенно определенном и ясном изложении Марксом того, что он понимает под
диалектическим методом, умолчал.
Во-вторых. Вторая оригинальность г.
Михайловского состоит в том, что он сосредоточил все внимание на употреблении времен
глаголов. Почему, говоря о будущем, Маркс употребляет настоящее время? — с победоносным видом
спрашивает наш философ. Об этом вы можете
справиться в каждой грамматике, достопочтенный критик: вам скажут, что
настоящее употребляется вместо будущего, когда это будущее представляется
неизбежным и несомненным. Но почему же это, почему оно несомненно? — тревожится
г. Михайловский, желая изобразить такое сильное волнение, чтобы оно могло
оправдать даже передержку. — И на этот счет Маркс дал совершенно определенный
ответ. Можно считать его недостаточным или неверным, но тогда надо показать, в
чем именно и почему именно он неверен, а не говорить вздора о
гегельянстве.
Не лишнее, кажется, отметить по этому поводу, что
все это разъяснение Энгельса помещено в той же главе, где он рассуждает о зерне, об учении Руссо и
др. примерах диалектического процесса. Казалось бы,
одного сопоставления этих примеров с такими ясными и категорическими
заявлениями Энгельса (и Маркса, которому читана была предварительно рукопись
этого сочинения), что не может быть и речи о том,
чтобы доказывать что-нибудь триадами, или о том, чтобы подсовывать в
изображение действительного процесса "условные члены" этих триад, —
совершенно достаточно, чтобы понять нелепость обвинения
марксизма в гегелевской диалектике.
Предыдущая страница ... 174
Следующая страница ... 176
|