ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 163
|
Гегеля. Удивительное остроумие! С таким же успехом можно бы связать и г. Михайловского с китайским императором!
Что отсюда следует, кроме того, что есть люди, которым доставляет удовольствие
говорить вздор? !
"Сущность
исторического хода вещей, — продолжает г. Михайловский, — неуловимая вообще,
не уловлена и доктриной экономического материализма, хотя она опирается,
по-видимому, на 2 устоя: на открытие всеопределяющего значения форм производства
и обмена и на непререкаемость диалектического процесса".
Итак, материалисты опираются на "непререкаемость" диалектического
процесса! т.
е. основывают свои социологические теории на триадах Гегеля. Мы имеем перед собой то шаблонное обвинение марксизма в
гегелевской диалектике, которое уже, казалось,
достаточно истрепано буржуазными критиками Маркса. Не будучи в состоянии возразить
что-нибудь по существу против доктрины, эти господа уцеплялись за способ
выражения Маркса, нападали на происхождение теории, думая тем подорвать ее сущность. И г. Михайловский не церемонится прибегать к
подобным приемам. Поводом для него послужила одна глава в сочинении Энгельса
против Дюринга . Возражая Дюрингу,
нападавшему на диалектику Маркса, Энгельс говорит, что Маркс никогда и не помышлял
о том, чтобы "доказывать" что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный
процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с
действительностью. Если же, дескать, при этом иногда
оказывалось, что развитие какого-нибудь общественного явления подпадало под
гегелевскую схему: положение — отрицание — отрицание отрицания, то ничего тут
нет удивительного, потому что в природе это вообще не редкость. И Энгельс начинает
приводить примеры из области естественно-исторической (развитие зерна) и общественной
— вроде того, что-де сначала был первобытный коммунизм, затем — частная собственность
и потом — капиталистическое обобществление труда; или сначала примитивный материализм,
Предыдущая страница ... 162
Следующая страница ... 164
|
|