ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ЧТО ТАКОЕ "ДРУЗЬЯ НАРОДА" стр. 161
|
Он говорит там:
"Понимание, которое быстро встретил "Капитал" в широких кругах немецкого
рабочего класса, — есть лучшая награда за мой труд. Г-н Мейер, человек, стоящий
в экономических вопросах на буржуазной точке зрения, в одной брошюре, вышедшей
во время франко-прусской войны, изложил совершенно верную мысль, что выдающиеся
способности к теоретическому мышлению (der grosse theoretische
Sinn), считавшиеся
наследственным достоянием немцев, совершенно исчезли у так называемых
образованных классов, но зато снова оживают у них в рабочем классе" .
Подтасовка касается снова материализма и построена совершенно по
первому шаблону. "Теория (материализма)
никогда не была научно обоснована и проверена". Таков тезис. —
Доказательство: "Отдельные хорошие страницы исторического содержания у
Энгельса, Каутского и некоторых других тоже (как и в почтенной работе Блоса)
могли бы обойтись без этикетки экономического материализма, так как (заметьте:
"так как"!) на деле (sic!)
в них принимается в
соображение вся совокупность общественной жизни, хотя бы и с преобладанием
экономической струны в этом аккорде". Вывод...: "в науке экономический
материализм не оправдал себя".
Знакомая
штука! Чтобы доказать необоснованность теории, г. Михайловский сначала
извращает ее, приписав ей нелепое намерение не принимать в соображение всей совокупности
общественной жизни, — тогда как, совсем напротив, материалисты (марксисты) были первыми социалистами, выдвинувшими
вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон
общественной жизни , — затем констатирует, что
"на
Это вполне ясно выразилось в "Капитале" и в
тактике социал-демократов, сравнительно с прежними социалистами. Маркс прямо заявлял требование не
ограничиваться экономической стороной. В 1843 г., намечая программу предполагавшегося журнала46, Маркс писал к
Руге: "Социалистический принцип в целом представляет собой опять-таки
только одну сторону... Мы же должны обратить такое же внимание и на другую
сторону, на теоретическое существование человека, следовательно, сделать
предметом своей критики религию, науку и пр. ... Подобно тому, как религия представляет
оглавление теоретических битв человечества, политическое
государство представляет оглавление практических битв человечества..
Таким образом, политическое государство выражает в пределах своей формы sub specie rei publicae (под политическим углом зрения) все
социальные битвы, потребности, интересы. Поэтому сделать предметом критики самый специальный политический вопрос —
например, различие между сословной и представительной системой — нисколько не
значит спуститься с hauteur des principes (с
высоты принципов. Ред.), так как этот вопрос выражает политическим языком
различие между господством человека и господством
частной собственности. Значит, критик не только может, но и должен касаться
этих политических вопросов (которые завзятому социалисту кажутся не стоящими
никакого внимания)"47.
Предыдущая страница ... 160
Следующая страница ... 162
|
|